СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска
(орган, с которым согласован документ)
М.А. Романенко
Протокол от 23.05.2024 №6
приказ от 23.05.2024 №110/1
(дата)
ПОЛОЖЕНИЕ О РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение о рабочей программе (далее — Положение) регулирует
оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и хранения рабочих программ
по учебным предметам, курсам и модулям учебного плана и плана внеурочной
деятельности МБОУ СОШ №10 г. Сальска (далее — школа).
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 18.05.2023 № 372;
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения
от 18.05.2023 № 370;
ФГОС среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от
18.05.2023 № 371;
приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (далее – ФГОС НОО второго поколения);
приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО третьего поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (далее – ФГОС ООО второго поколения);
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»
(далее
–
ФГОС
СОО);
уставом МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №10 г. Сальска.
1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:
рабочая программа – документ локального уровня, конкретизирующий
содержание обучения применительно к целям ООП общего образования и
возможностям конкретного учебного предмета/курса/модуля в достижении этих
целей;
1
примерная программа - учебно-методическая документация, определяющая
рекомендуемые объем и содержание образования, планируемые результаты
освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности;
оценочные средства - методы оценки и соответствующие им контрольноизмерительные материалы.
1.4. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих
программ и мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме
определяются должностной инструкцией педагогического работника.
1.5. Рабочая программа является служебным произведением; исключительное право на
нее принадлежит работодателю.
2. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом:
требований ФГОС НОО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021
№ 286; ФГОС ООО, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 №
287 (далее — ФГОС третьего поколения);
требований ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 06.10.2009 №
373; ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
ФГОС СОО, утвержденного приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 (далее —
ФГОС второго поколения);
локальных нормативных актов, указанных в пункте 1.2.
2.2. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в
том числе и внеурочной деятельности), учебных модулей ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения.
2.2.1. Рабочие программы ООП НОО и ООО, разработанных по ФГОС третьего
поколения, должны содержать следующие обязательные компоненты:
содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;
тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования
по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные
учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов),
используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании;
календарно-тематическое планирование.
2.2.2. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и
ООО, разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.2.1
настоящего Положения, должны содержать указание на форму проведения занятий в
разделе «Содержание учебного курса».
2.2.3. Рабочие программы по ФГОС третьего поколения формируются с учетом
рабочей программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания
2
необходимо отразив воспитательный компонент содержания рабочей программы в
отдельной колонке таблицы тематического планирования.
2.3. Обязательные компоненты рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе
внеурочной деятельности, ООП НОО, ООО и СОО, разработанных по ФГОС второго
поколения.
2.3.1. Рабочие программы учебных предметов, курсов ООП НОО, ООО и СОО,
разработанных по ФГОС второго поколения, должны содержать следующие обязательные
компоненты:
пояснительную записку, включающую описание места учебного предмета в
учебном плане; описание учебно-методического комплекта; планируемые
результаты освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
содержание учебного предмета, курса;
тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
календарно-тематическое планирование.
2.3.2. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности ООП НОО, ООО и СОО,
разработанных по ФГОС второго поколения, должны содержать следующие обязательные
компоненты:
результаты освоения курса внеурочной деятельности;
содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности;
тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.
2.3.3. Рабочие программы по ФГОС второго поколения формируются с учетом рабочей
программы воспитания. Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо в
тематическом планировании посредством включения целевых приоритетов воспитания в
соответствии с ресурсами каждого учебного предмета, курса.
2.4. Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел
«Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса» по ФГОС второго
поколения конкретизируют соответствующий раздел Пояснительной записки ООП (по
уровням общего образования) исходя из требований ФГОС общего образования. Все
планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их
достижения учащимися.
В разделе кратко фиксируются:
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам;
виды деятельности учеников, направленные на достижение результата;
организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учеников
(возможно приложение тематики проектов);
система оценки достижения планируемых результатов (возможно приложение
оценочных материалов).
2.5. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля» по ФГОС третьего поколения и раздел «Содержание
учебного предмета, курса» по ФГОС второго поколения включают:
краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому
тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования;
межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля;
ключевые темы в их взаимосвязи;
преемственность по годам изучения (если актуально).
2.6. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде таблицы,
состоящей из граф:
3
наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися;
количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и темы.
2.6.1. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС третьего поколения, кроме перечисленного в пункте 2.6
настоящего Положения, должен содержать информацию об электронных учебнометодических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы. В
качестве электронных (цифровых) образовательных ресурсов допускается использование
мультимедийных программ, электронных учебников и задачников, электронных
библиотек, виртуальных лабораторий, игровых программ, коллекций цифровых
образовательных ресурсов.
2.6.2. Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
календарно-тематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный
год.
Раздел «Календарно-тематическое планирование» оформляется в виде таблицы,
состоящей из колонок:
наименование раздела/темы урока;
номер урока по порядку;
ход урока;
дата проведения урока по плану;
дата проведения урока фактически.
3. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником или группой педагогов в соответствии с их компетенцией.
3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
3.3. Рабочая программа разрабатывается:
на учебный год или на срок освоения учебного предмета по ФГОС второго
поколения;
на учебный год или на срок освоения учебного предмета, курса (в том числе
внеурочной деятельности), модуля по ФГОС третьего поколения.
3.4. Рабочая программа может быть разработана на основе:
примерной основной образовательной программы соответствующего уровня
образования в части конкретного учебного предмета/учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности)/учебного модуля;
примерной программы, входящей в учебно-методический комплект;
авторской программы;
учебной и методической литературы;
другого материала.
3.5. Педагогический работник вправе:
варьировать содержание разделов, темы, обозначенные в примерной программе;
устанавливать последовательность изучения тем;
распределять учебный материал внутри тем;
определять время, отводимое на изучение темы;
выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии
обучения и воспитания;
подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
3.6. Педагогический работник представляет рабочую программу на заседании
методического объединения, соответствующим протоколом которого фиксируется факт
одобрения или неодобрения рабочей программы. Так же обязательному представлению на
4
заседании методического объединения подлежат рабочие программы, разработанные
составителем на основе учебно-методической литературы (рабочие программы элективов,
факультативов, курсов внеурочной деятельности) и имеющие более 50 процентов
авторских подходов к организации содержания учебного материала.
3.7. Сроки и порядок рассмотрения и утверждения рабочей программы определяется
данным положением.
первый этап – 26-27 августа – рабочая программа рассматривается на заседании
методического объединения педагогов, согласовывается с заместителем директора
по УВР.
второй этап – 28-30 августа – рабочая программа принимается на педагогическом
совете и утверждается в составе основной образовательной программы школы
руководителем образовательного учреждения.
3.8. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования)
приказом руководителя ОО.
4. ОФОРМЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и печатном варианте.
4.2. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке «Завуч» на локальном
диске.
4.3. С целью включения в содержательный раздел ООП (по уровням общего образования)
перечня реализуемых рабочих программ разработчик рабочей программы готовит в
электронном виде аннотацию, где указывается:
название рабочей программы;
краткая характеристика программы;
срок, на который разработана рабочая программа;
список приложений к рабочей программе.
4.4. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом
Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине,
поля со всех сторон — 1,3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при
помощи средств Word, листы формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в
текст. Тематическое и календарно-тематическое планирование (см. п. 2.6 Положения)
представляются в виде таблицы. Титульный лист рабочей программы не нумеруют.
4.5. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию, за исключением
аннотации.
4.6. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в течение всего периода ее
реализации.
5. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает
приказ о внесении изменений в основную образовательную программу в части
корректировки содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
укрупнения дидактических единиц;
сокращения часов на проверочные работы;
оптимизации домашних заданий;
вывода (на уровне среднего общего образования) части учебного материала на
самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.
5.3. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического
раздела из программы.
5
5.4. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку,
установленным в приказе руководителя о внесении изменений в ООП.
6
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей ………………….
__________ФИО руководителя
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ ФИО
Протокол № 1 от
«____» августа 201___ г.
«____»_августа_201___ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ ФИО
Приказ № ___ от _________
«___» _____________ 201___ г.
Рабочая программа
по _____________
учебный курс, предмет, дисциплина (модуль)
________________________,
ФИО учителя
учителя ___________
предметная специализация
_____класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «____» августа 201___ г.
201____-201___ учебный год
7
8
Приложение 2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (по ФГОС третьего поколения)
№ п/п
Тема/раздел
Количество
академических
часов, отводимых
на освоение темы
Количество
оценочных
процедур
ЭОР и ЦОР
Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания
Тематическое планирование (по ФГОС второго поколения)
Тематическое планирование по (предмет) для ____ классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного
учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
№ п/п
Название раздела, тема урока
9
Количество часов,
отводимых на изучение темы
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование по ____________________ _____ класс ______ часов (________час. в неделю). (заполняется в таблице Excel)
учебный предмет, курс
Тема раздела/ урока
№ урока
по
порядку
Ход урока (самостоятельная
работа, контрольная работа и
т.д.)
10
Дата проведения урока по
плану
Дата проведения урока
фактически