РП обществознание 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА

«Согласовано»
Руководитель МО
учителей естествознания
и обществознания
__________Е.А. Ярошенко

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________М.А.Носачева

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________М.А. Романенко

«30» августа 2023 г.

Приказ от 30.08.2023г. № 193

Протокол №1
от « 29» августа 2023 г.

Рабочая программа

по обществознанию
5 класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

2023 -2024 учебный год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена в соответствии с
нормативными документами:
1.Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
2.Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Приказа Минпросвещения от 18.07.2022 № 568 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 287»
4.Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего
образования»
5.Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и осуществления
образовательной
деятельности
по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
6.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от
21.09.2022 № 858;
7.Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО, СОО»
8.СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования
к организациям
воспитания
и обучения,
отдыха
и оздоровления
детей
и молодежи»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
9.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
10. Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», утвержденной
решением Коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
11.Учебного плана МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
12.Федеральной рабочей программы основного общего по обществознанию.
13.Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
14.Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ № 138 от
25.05.2023)

2

Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2023-2024 учебный год для изучения
курса обществознание в 5 «А» классе выделен 1 час в неделю, что составляет 34 учебных
часа в год.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10
лет), еѐ познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия
социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения
собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа
мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,
уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим
ценностям, закреплѐнным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых
для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно
оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в
социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования
общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных
задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной
деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности;
правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Содержание учебной программы по обществознанию. 5 класс. 34 часа.
Введение. 1 час.
Тема 1. «Человек»
Тема 1. Загадка человека. Зачем человек рождается. Что такое наследственность.
Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на
наследственность.
Отрочество – особая пора. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора
мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность
приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться.
Тема 2. «Семья»
Семья и семейные отношения. Зачем люди создают семьи. Семья и государство.
Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как
хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать вести семейное хозяйство.
Свободное время. Что такое свободное время. Свободное время и занятия
физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Тема 3. «Школа»
Образование в жизни человека. Школьное образование. О чем рассказала бабушка.
Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и самообразование. Формы самообразования. Испокон века книга
растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе.
3

Тема 4. «Труд»
Труд – основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается
труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд.
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в
искусстве.
Учимся творчеству.
Тема 5. «Родина»
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За
что мы любим свою страну.
Государственные символы России. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с
краю?
Учимся быть достойными гражданами.
Мы – многонациональный народ. Что говорит закон. Мы – дети разных народов,
мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности.
Итоговое повторение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обществознания:
Изучение обществознания в 5 классе даѐт возможность достичь следующих
личностных результатов:
 быть мотивированным на активное созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
 быть заинтересованным не только в личном успехе, но и в развитии различных
сторон жизни обществ, в благополучии и процветании своей страны;
 быть ориентированным на идеи патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; на отношении к человеку,
его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически
сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и
грядущим поколениями.
Метапредметными результатами освоения материала обществознания в 5 классе
являются:
 формулировать поисковый запрос;
 планировать и осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебного задания с использованием учебной литературы и интернет-источников;
 структурировать информацию с использованием простых таблиц, схем;
 выделять информацию, нужную для решения учебной задачи;
 строить речевое высказывание на заданную тему в устной и письменной форме;
 владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов научно-популярного стиля речи;
 сворачивать текстовую информацию (ключевые слова, план, сжатый пересказ);
 выдвигать и проверять предположения;
 использовать для сообщения различные формы: текст, рисунок, таблица, схема;
 работать в соответствии с инструкцией;
 планировать решение учебной задачи;
 выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями;
4

 формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его;
 договариваться, работая в группе;
 взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Предметными результатами освоения обществознания в 5 классе являются
• механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение
объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного
выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей
дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно еѐ воспринимать, применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места
ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и
развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их
роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних.

5

Тематическое планирование по обществознанию.
Тематическое планирование составлено с учетом федеральной рабочей программы воспитания.
№
п/п
1.

Наименование
разделов
и
программы
Вводный урок

Количество часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
тем Всего
Контрольные Практические
работы
работы
1
0
http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm
http://socio.rin.ru/

Раздел 1. Человек
1.1. Путешествие в мир 1
знаний об обществе
1.2. Загадка человека.
2
1.3.
1.4.

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/

Отрочество – особая
пора жизни.

2

Учимся общаться.

1

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/

2

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm

2

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/

2
1

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm

2

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm

2

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/

Раздел 2. Семья
2.1. Семья и семейные
отношения.
2.2. Семейное хозяйство.
Свободное время.
Повторительнообобщающий урок по
теме «Семья».
Раздел 3. Школа
3.1. Образование в жизни
человека
3.2. Образование и
самообразование.
2.3.
2.4

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm
http://socio.rin.ru/

6

Одноклассники,
сверстники, друзья.
3.4. Повторительнообобщающий урок по
теме «Школа».
Раздел 4. Труд
4.1. Труд – основа жизни.
4.2. Труд и творчество.
4.3. Учимся творчеству.
3.3.

Раздел 5. Родина
5.1. Наша Родина –Россия.
5.2.
5.3.
5.4.

2

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm

1

2
2
2

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/

2

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm

Государственные
символы России.
Гражданин России.

1

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri

2

http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.htm

Мы –
многонациональный
народ.
Резерв

1

ИТОГО

34

http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri
http://fcior.edu.ru/

1

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».