РП по химии 8-9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Согласовано»
Руководитель МО
учителей естествознания
и обществознания
__________Е.А. Ярошенко
Протокол № 1
от « 29» августа 2023 г.

«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР
МБОУ СОШ №10
г.
Сальска
__________М.А.Носачева

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________М.А. Романенко
Приказ от 30.08.2023г. № 193

«30» августа 2023 г.

Рабочая программа

по химии
8-9 классы.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «30» августа 2023 г.

2023 -2024 учебный год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии на 2023/24 учебный год для обучающихся 8-9-го
класса МБОУ СОШ № 10 г.Сальска разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения
с 1 сентября 2021 года);
 приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного
общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ
СОШ № 10 г. Сальска;
 Приказ МБОУ СОШ№10 г.Сальска от 30.08.2023, №193 «Об утверждении рабочих
программ»
 рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 10 г. Сальска;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Химия».
Для реализации программы используются пособия из УМК:
Для педагога:
 учебник «Химия. 8 класс» Базовый уровень;
 методическое пособие «Химия. Дидактические материалы. 8 класс»;
 учебник «Химия. 9 класс» Базовый уровень;
 методическое пособие «Химия. Дидактические материалы. 9 класс».
Для обучающихся:
 учебник «Химия. 8 класс» Базовый уровень.
 учебник «Химия.9 класс» Базовый уровень.
На изучение геометрии в 8-м классе учебным планом отводится 2 часа в неделю,
всего 67 часов (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ
НА БАЗОВОМ УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья.
2

Оценивать экологический риск взаимоотношений и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гарантия жизни
и благополучия людей на Земле.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы,
осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели.
Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на
основе отрицания). Строить логическое
рассуждение, включающее установление
причинно – следственных связей. Создавать схематические модели с выделением
существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении),
диалоге, дискуссии. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор. Спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками. Определять цели и функции участников, способы
взаимодействия. Планировать общие способы работы. Уметь работать в группе —
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации. Интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
Понимать: химическую символику: знаки химических элементов, формулы
химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект
3

реакции, основные типы реакций в неорганической химии; формулировки основных
законов и теорий химии: атомного молекулярного учения; законов сохранения массы
веществ, постоянства состава веществ, Авогадро; периодического закона Д.И.Менделеева;
теории строения атома и учения о строении вещества; теории электролитической
диссоциации и учения о химической реакции.
Называть: химические элементы; соединения изученных классов неорганических
веществ.
Объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номера группы и периода в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева, к которым элемент принадлежит; закономерности изменения строения
атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и А-групп, а также свойств
образуемых ими высших оксидов и гидроксидов; сущность процесса электролитической
диссоциации реакций ионного обмена.
Характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и
особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами
неорганических веществ;
химические свойства основных классов неорганических
веществ (простых веществ – металлов и неметаллов, соединений – оксидов, кислот,
оснований, амфотерных оксидов и гидроксидов, солей).
Определять: состав веществ по их формулам; валентность и степени окисления
элементов в соединении; виды химической связи в соединениях; типы кристаллических
решѐток твѐрдых веществ; принадлежность веществ к определѐнному классу соединений;
типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.
Составлять: схемы строения атомов первых двадцати элементов периодической
системы Д.И.Менделеева; формулы неорганических соединений изученных классов
веществ; уравнения химических реакций, в том числе окислительно – восстановительных,
с помощью метода электронного баланса; безопасно обращаться с химической посудой и
лабораторным оборудованием;
Проводить химический эксперимент:
подтверждающий химический состав
неорганических соединений; подтверждающий химические свойства изученных классов
неорганических веществ; по получению, собиранию и распознаванию газообразных
веществ (кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака); по определению хлорид-,
сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония с помощью качественных реакций.
Вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю вещества в растворе; массу основного вещества по известной массовой
доле примесей; объемную долю компонента газовой смеси; - количество вещества, объѐм
или массу вещества по количеству вещества, объѐму или массе реагентов или продуктов
реакции.
Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни; для безопасного обращения с веществами и материалами в
повседневной жизни грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и
щелочами; для объяснения отдельных фактов и природных явлений; для критической
оценки информации о веществах, используемых в быту.
Выпускник получит возможность научиться:
Характеризовать основные методы познания химических объектов: наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование.
Различать химические объекты (в статике); химические элементы и простые
вещества; металлы и неметаллы (и характеризовать относительность принадлежности
таких объектов к той или иной группе); органические и неорганические соединения;
гидроксиды (кислородсодержащие кислоты, основания, амфотерные гидроксиды);
4

оксиды несолеобразующие и солеобразующие (кислотные, основные, амфотерные);
валентность и степень окисления; систематические и тривиальные термины химической
номенклатуры;
знаковую систему в химии (знаки и формулы, индексы и коэффициенты, структурные и
молекулярные формулы, молекулярные и ионные уравнения реакций, полные и
сокращѐнные ионные уравнения реакций, термохимические уравнения, обозначения
степени окисления и заряда иона в формуле химического соединения).
Различать химические объекты (в динамике): физические и химические стороны
процессов растворения и диссоциации;
окислительно – восстановительные реакции и реакции обмена; схемы и уравнения
химических реакций;
Соотносить: экзотермические реакции и реакции горения; каталитические и
ферментативные реакции;
металл, основной оксид, основание, соль;
неметалл,
кислотный оксид, кислоту соль;
строение атома, вид химической связи, тип
кристаллической решѐтки и физические свойства вещества; нахождение элементов в
природе и промышленные способы их получения; необходимость химического
производства и требований в охране окружающей среды; необходимость применения
современных веществ и материалов и требований к здоровьесбережению
Выдвигать и экспериментально проверять гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава, строения и принадлежности к определѐнному классу
(группе) веществ.
Прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учѐтом степени окисления элементов, входящих в его
состав, а также продуктов соответствующих окислительно – восстановительных реакций.
Составлять уравнения реакций с участием типичных окислителей и
восстановителей на основе электронного баланса.
Определять возможность протекания химических реакций на основе
электрохимического ряда напряжений металлов, ряда электроотрицательности
неметаллов, таблицы растворимости и учѐта условий проведения реакций.
Проводить расчѐты по химическим формулам и уравнениям; для вывода формулы
соединения по массовым долям элементов;
- для приготовления раствора с использованием кристаллогидратов; для нахождения доли
выхода продукта реакции по отношению к теоретически возможному; с использованием
правила Гей-Люссака об объемных соотношениях газов; с использованием понятий
«кмоль», «моль», «число Авогадро»; по термохимическим уравнениям реакции.
Проводить химический эксперимент с неукоснительным соблюдением правил
техники безопасности: по установлению качественного и количественного состава
соединения; при выполнении исследовательского проекта; в домашних условиях.
Использовать приобретѐнные ключевые компетенции для выполнения проектов и
учебно – исследовательских работ по изучению свойств, способов получения и
распознавания веществ.
Определять источники химической информации, представлять список
информационных ресурсов, в том числе и на иностранном языке, готовить
информационный продукт и презентовать его.
Объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах,
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации.
Создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 8 КЛАСС
Раздел 1. Введение.
Вводный инструктаж ТБ. Предмет химии. Вещества. Химия как часть
естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Атомы и молекулы. Химический
элемент. Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества – неорганические
и органические.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Язык химии.
Обозначение и происхождение названий химических элементов. Структура
Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева: группы и периоды.
Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Значение индексов и
коэффициентов. Закон постоянства вещества. Качественный и количественный состав
вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.
Вычисление массовой доли элемента в соединении; вывод простейшей формулы
вещества по массовым долям элементов.
Раздел 2. Атомы химических элементов.
Основные сведения о строении атомов. Опыты Резерфорда, планетарная модель
строения атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Изменение числа протонов в
ядре - образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре образование изотопов. Ядерные реакции.
Изотопы. Изотопы водорода: протий, дейтерий,тритий.
Строение электронных оболочек атомов. Распределение электронов в атоме по
энергетическим уровням. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов
Периодической системы.
Электронная формула (конфигурация). Орбитали. Электронная конфигурация. s- и
p-орбитали.
Зависимость свойств элементов от строения атомов. Радиус атома, металлические и
неметаллические свойства элементов.
Ионная химическая связь. Катионы и анионы. Строение молекул. Химическая
связь. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического
элемента - образование положительных и отрицательных ионов.
Составление ионных соединений.
Ковалентная неполярная химическая связь. Взаимодействие атомов элементов
неметаллов между собой - образование молекул простых веществ.
Электроотрицательность.
Ковалентная полярная химическая связь. Взаимодействие атомов элементов
неметаллов между собой - образование молекул сложных веществ.
Решение упражнений по теме «Строение атома». Строение атома.
Виды и
механизмы образования химических связей. Примеры веществ с различными видами
связей.
Металлическая связь.
Взаимодействие элементов металлов между собой образование металлической связи.
Контрольная работа по теме «Атомы химических элементов».
Лабораторные работы: 1.Изготовление моделей бинарных соединений.
2.
Изготовление моделей молекул с различными видами связей.
Раздел 3. Простые вещества.
Простые вещества – металлы. Общая характеристика простых веществ – металлов
согласно их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева.
6

Простые вещества – неметаллы.
Общая характеристика простых веществ – неметаллов согласно их положению в
Периодической системе Д.И. Менделеева.
Количество вещества. Моль. Молярная масса, ее единицы измерения и порядок
расчета.
Молярный объем газов. Закон Авогадро.
Решение задач по теме «Количество вещества, молярная масса и объем».
Решение задач и упражнений по теме «Простые вещества».
Контрольная работа по теме «Простые вещества».
Лабораторные работы: 3.Ознакомление с коллекцией металлов. 4. Ознакомление с
коллекцией неметаллов.
Раздел 4. Соединения химических элементов.
Степень окисления и валентность. Бинарные соединения.
Составление формул соединений по степени окисления.
Важнейшие классы бинарных соединений. Основные классы неорганических
соединений – оксиды и летучие водородные соединения.
Оксиды. Определение, составление формул оксидов. Важнейшие оксиды: вода,
оксиды кремния, углерода, алюминия, кальция.
Основания. Ионы – катионы и анионы. Определение характера среды, индикаторы.
Кислоты. Ионы – катионы и анионы. Определение характера среды, индикаторы.
Соли. Соли как производные кислот и оснований. Номенклатура солей.
Составление формул по названию.
Кристаллические решетки. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная и металлическая).
Чистые вещества и смеси.
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть,
природные воды. Химический анализ, разделение
смесей. Проект.
Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора). Расчеты, связанные с
использованием понятия «доля».
Решение задач по теме «Массовая и объемная доли».
Решение задач и упражнений на вычисление массовой (объемной) доли компонента
в растворе (смеси).
Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов».
Лабораторные работы: 5. Ознакомление с коллекцией оксидов. 6. Определение рН
растворов кислоты, щелочи, воды. 7. Определение рН лимонного и яблочного сока на
срезе продуктов.
Раздел 5. Изменения, происходящие с веществами.
Физические явления. Отличительные признаки физических явлений. Способы
разделения и очистки веществ, основанные на их физических свойствах.
Химические реакции. Химические явления, их отличия от физических. Признаки и
условия протекания химических реакций. Экзо - и эндотермические реакции.
Химические уравнения. Уравнение и схема химической реакции. Закон сохранения
массы веществ при химических реакциях.
Составление уравнений химических реакций.
Практическая работа № 1 «Признаки химических реакций».
Расчеты по химическим уравнениям. Вычисление по химическим уравнениям
массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества,
содержащего определенную долю примесей.
7

Реакции разложения. Реакции соединения. Классификация химических реакций по
числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения. Понятие
скорости химической реакции. Катализаторы. Ферменты.
Классификация химических
реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции соединения.
Реакции замещения. Реакции обмена. Классификация химических реакций по
числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения. Химические
свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей. Классификация
химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции
обмена. Правило Бертолле.
Типы химических реакций на примере свойств воды. Химические свойства воды.
Типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами».
Лабораторные работы 8. Окисление меди в пламени. 9. Замещение меди в растворе
сульфата меди железом.10. Взаимодействие металлов с разбавленными кислотами.
Раздел 6. Растворение. Растворы.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Растворы. Процесс
растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и
нерастворимые вещества.
Электролитическая диссоциация.
Деление веществ на электролиты и
неэлектролиты. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Катионы и анионы.
Основные положения теории электролитической диссоциации кислот, солей,
оснований.
Реакции ионного обмена (РИО).
Практическая работа № 2 «Ионные реакции».
Практическая работа № 3 «Условия протекания химических реакций между
растворами электролитов до конца».
Кислоты, их классификация и свойства. Классификация кислот, их химические
свойства в свете ТЭД.
Основания, их классификация и свойства. Классификация оснований, их
химические свойства в свете ТЭД.
Оксиды, их классификация и свойства. Классификация оксидов, их химические
свойства в свете ТЭД.
Соли, их классификация и свойства. Классификация солей, их химические свойства
в свете ТЭД.
Практическая работа № 4 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».
Генетическая связь между классами неорганических веществ. Химические свойства
основных классов неорганических соединений.
Решение цепочек превращений. Генетическая связь между основными классами
неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Классификация химических реакций по
изменению степени окисления химических элементов.
Теория окислительно – восстановительных реакций. Понятия окислительновосстановительная реакция, окислитель и восстановитель, процессы окисления и
восстановления.
Составление электронного баланса. Окислитель и восстановитель. Окисление и
восстановление.
Лабораторные работы:11. Взаимодействие растворов хлорида бария и сульфата
натрия.12. Получение углекислого газа.
8

Раздел 7. Повторение пройденного материала.
Краткое повторение основ строения атома. Классификация неорганических
веществ и их свойства.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 9 КЛАСС
Раздел 1. Повторение.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Вводный инструктаж ТБ.
Строение атома.
Металлы. Неметаллы.
Основные классы неорганических соединений.
Раздел 2. Общая характеристика химического элемента и химических реакций.
Классы неорганических веществ.
Предмет химии. Вещества. Физические свойства. Физические и химические явления.
Бинарные соединения, кислоты, основания, соли. Генетическая связь между классами
неорганических веществ.
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе.
Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической
системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого
вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду
элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида,
гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды
металла и неметалла.
Кислотно-основные свойства соединений. Амфотерность.
Амфотерность бериллия, алюминия и цинка.
Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических
элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона.
Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности
изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и
периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая организация природы.
Макро- и микроэлементы. Круговорот элементов и веществ в природе.
Контрольная работа по теме «Общая характеристика химических элементов»
Скорость химической реакции.
Факторы, определяющие скорость химических реакций.
Катализаторы и катализ. Катализаторы и ингибиторы.
Лабораторные работы:1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
2. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца.
Раздел 3. Металлы.
Положение металлов в Периодической системе.
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решѐтка и
металлическая химическая связь.
Физические свойства металлов.
Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой
цивилизации.
Химические свойства металлов.

9

Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений
металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных
металлов.
Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений».
Сплавы. Сплавы, их классификация, свойства и значение.
Способы получения металлов. Проект.
Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия.
Коррозия металлов.
Коррозия металлов. Виды коррозии. Способы защиты металлов от коррозии.
Щелочные металлы.
Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства.
Соединения щелочных металлов.
Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и
применение в народном хозяйстве.
Щелочноземельные металлы и их соединения.
Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые
вещества, их физические и химические свойства.
Получение и применение оксида кальция (негашѐной извести). Получение и применение
гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая
вода, известковое молоко, пушонка). Соединения кальция как строительные и поделочные
материалы (мел, мрамор, известняк).
Алюминий и его соединения.
Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого
вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения
алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер.
Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов»
Получение гидроксида алюминия. Изучение его химических свойств; доказательство
амфотерности гидроксида алюминия.
Железо.
Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства
железа – простого вещества. Области применения железа.
Соединения железа и качественные реакции.
Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+ . Важнейшие соли железа.
Контрольная работа № 2 по теме «Металлы»
Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению
соединений металлов».
Проведение химических реакций, отражающих генетические ряды металлов.
Решение задач и упражнений по теме «Металлы».
Лабораторные работы: 3. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. 4.
Ознакомление с рудами железа. 5. Взаимодействие железа с соляной кислотой.
Раздел 4. Неметаллы.
Общая характеристика неметаллов.
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Особенности
строения
атомов
неметаллов.
Электроотрицательность,
ряд
электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ.
Аллотропия. Физические
свойства неметаллов. Состав воздуха.
Водород, его физические и химические свойства.
10

Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов
Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение,
применение. Распознавание водорода.
Вода и ее уникальные свойства.
Вода – уникальный растворитель. Аномальные свойства воды.
Вода в жизни человека. Проект.
Круговорот воды в природе. Методы очистки воды (дистиллированная вода).
Галогены, общая характеристика.
Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов.
Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в
народном хозяйстве.
Соединения галогенов.
Биологическое значение соединений галогенов.
Получение галогенов, области их применения.
Способы получения галогенов. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве.
Качественная реакция на хлорид-ион.
Кислород, его физические и химические свойства.
Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное
окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода.
Сера, еѐ физические и химические свойства.
Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства
серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, еѐ применение (демеркуризация).
Соединения серы.
Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение.
Серная кислота и еѐ соли.
Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительновосстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной
серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в
народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Практическая работа № 4 «Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа
кислорода».
Контрольная работа по теме «Элементы главных подгрупп 6 и 7 группы»
Азот, его физические и химические свойства.
Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете
представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение
азота. Азот в природе и его биологическое значение.
Аммиак и его свойства.
Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и
распознавание аммиака.
Соли аммония.
Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со
щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве.
Кислородные соединения азота.
Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и
применение.
Азотная кислота и еѐ свойства.
Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности
окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной
кислоты.
Соли азотной кислоты.
11

Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в
сельскохозяйственной продукции.
Фосфор, его физические и химические свойства.
Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора.
Применение и биологическое значение фосфора.
Соединения фосфора.
Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид.
Соли ортофосфорной кислоты.
Ортофосфорная кислота и три ряда еѐ солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты.
Углерод, его физические и химические свойства.
Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические
свойства углерода.
Оксиды углерода.
Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода
(IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение.
Угольная кислота и еѐ соли.
Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и
жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание
карбонат-иона среди других ионов.
Кремний и его соединения.
Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода.
Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его
природные разновидности. Кремниевая кислота и еѐ соли. Значение соединений кремния в
живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности.
Практическая работа № 5 «Получение, собирание и распознавание газов».
Контрольная работа по теме «Неметаллы».
Сравнение свойств элементов подгруппы азота и углерода.
Решение задач и упражнений по теме «Неметаллы».
Лабораторные работы:
6. Растворение медного купороса в воде.7. Гидратация
обезвоженного сульфата меди (II). 8. Изготовление гипсового отпечатка.
Раздел 5.Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Периодическая система Д.И. Менделеева и строение атома.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток.
Общая классификация химических реакций.
Кинетика и катализ.
Окислительно-восстановительные реакции.
Диссоциация электролитов в водных растворах.
Номенклатура и классификация неорганических веществ.
Характерные химические свойства оксидов,
оснований
гидроксидов, кислот, солей.
Лабораторные работы: 9.10.

и

амфотерных

12

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п\п

Количество часов
Наименование темы

Всего

Контрольные Практические
работы
работы

1.

Раздел 1. Введение.
Первоначальные химические
понятия.

4

2.

Раздел 2. Атомы химических
элементов.

13

1

3.

Раздел 3. Простые вещества.

8

1

4.

Раздел 4. Соединения химических
элементов.

12

1

5.

Раздел 5. Изменения,
происходящие с веществами.

10

1

1

6.

Раздел 6. Растворение. Растворы.
Реакции ионного обмена и
окислительно – восстановительные
реакции.

18

1

3

7.

Раздел 7. Повторение изученного
материала.

3

Итого

68

5

4

13

9 КЛАСС
№

Количество часов
Наименование раздела

п\п

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1.

Раздел 1. Повторение

4

2.

Раздел 2. Общая характеристика
химических элементов и химических
реакций.

8

1

3.

Раздел 3. Металлы.

17

1

3

4.

Раздел 4. Неметаллы.

31

2

2

5.

Раздел 5. Обобщение знаний по
химии за курс основной школы.

8

Итого

68

4

5

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».