МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 г. САЛЬСКА
«Согласовано»
Руководитель МО
учителей естествознания
и обществознания
_________Е.А. Ярошенко
Протокол № 1 от
«29» августа 2023 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
______________М.А.Носачева
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________М.А. Романенко
«30» августа 2023 г.
Приказ от «30» августа 2023г.
№ 193
Рабочая программа
по географии
11 класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «30» августа 2023 года
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» на 2023/24 учебный год для
обучающихся 11-го класса МБОУ СОШ № 10 г. Сальска разработана в соответствии с
требованиями следующих документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС среднего
общего образования»;
Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
Концепции развития географического образования в Российской Федерации,
утвержденной решением коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования
по географии, утвержденной 17.12.2010, приказ № 1897 (в редакции 31.12.2015);
Программы по курсу «Экономическая и социальная география мира» под
редакцией В.П. Максаковского, М:, Дрофа, 2019 год;
Учебного плана МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ №138 от
25.05.2023).
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение географии в 11-ом классе завершает формирование у учащихся
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание
географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения
населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрывает
географические аспекты глобальных и региональных явлений и процессов. Базовый курс
сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического
страноведения. Содержание курса призвано формировать у учащихся целостное
представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у
школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
Учебный план отводит на изучение географии в 11-м классе – 34 часа в год (1 час в
неделю, 34 учебных недели).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Аппаратные средства
Компьютер, проектор, принтер.
Учебно-методические пособия для учителя
1. Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.
М.:Просвещение, 2022;
2
2. Атлас по географии. 10 класс;
3. Е.А. Жижина, Н.А. Никитина. Поурочные разработки по географии. 10 класс.М.
ВАКО.2018;
4. М.С.Смирнова. Уроки географии. 10 класс. М.Дрофа.2018;
5. В.И.Сиротин. Практические работы по географии и методика их выполнения.
М..АРКТИ.2018.
Учебно-методические пособия для ученика
1. Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.
М.:Просвещение, 2022;
2. Атлас по географии. 10 класс;
3. Контурные карты для 10 класса.
Электронные ресурсы
Электронное приложение к учебнику географии «Экономическая и социальная
география мира»;
- http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;
- http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических
измерений;
- http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);
- http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;
- http://school-collection.edu.ru/-Единая коллекция ЦОР
- http://www.openclass.ru/ -ресурс сетевых сообществ Открытый класс
- представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/;
- газета «География» http://geo. 1 september.ru/
Дополнительная литература
1. Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н. Холина,
А.С.Наумов, И.А.Родионова. - Дрофа, 2014.
Учебно-лабораторное оборудование и приборы
Таблицы:
-Типология стран современного мира.
-Мировые природные ресурсы.
-Воспроизводство населения мира.
-Народы мира.
-Религии мира.
-Миграции населения.
-Научно-техническая революция.
-Мировое хозяйство.
-Промышленность мира.
-Мировое сельское хозяйство.
-Мировой транспорт.
Карты
-Политическая карта мира.
-Государства мира.
-Электроэнергетика мира
-Экономическая карта мира.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение географии в основной школе дает возможность обучающимся достичь
следующих результатов:
Личностные результаты:
- сформированность основ географической культуры, географического мышления как
частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню
3
развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, потребности к
самореализации, творческой деятельности, построению и стремлению к реализации своих
жизненных планов на протяжении всей жизни;
- принятие и реализация ценностей эстетического отношения к миру, здорового и
безопасного образа жизни в окружающей среде, умений противостоять социально
опасным явлениям общественной жизни;
-сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений;
- отношение к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении
личных, общественных, государственных и общенациональных проблем;
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
- формирование общепринятых норм поведения на уроке, правил общения со старшими
(учителями) и сверстниками (школьниками), принципов учебной дисциплины и
самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- формирование ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе;
- формирование умения ведения конструктивного диалога, групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
- умение налаживать позитивные межличностные отношения в классе, помогающие
установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- владение навыками организации шефства мотивированных и эрудированных учащихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- владение навыками самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других исследователей, публичного выступления перед
аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:формирование и развитие навыков и умений:
- решать проблемные задачи; владеть основами исследовательской
и проектной
деятельности;
- давать определения понятий, выделять наиболее существенные признаки объектов и
явлений, обобщать, сравнивать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации;
4
- работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
- находить информацию в различных источниках, оценивать ее достоверность;
- составлять сообщения на основе общения материала учебника и дополнительной
литературы;
- развивать ИКТ-компетентность;
-устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения,
умозаключение, делать выводы;
Регулятивные УУД:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые учебные задачи;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения поставленной задачи;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности по достижению результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
-владеть основами самоконтроля и самооценки, применять эти навыки при принятии
решений и осуществлении осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность одноклассников;
Коммуникативные УУД:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе:
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; аргументации своей позиции;
-участвовать в дискуссии, свободно высказывать суждения по обсуждаемой проблеме,
подтверждая их фактами;
-слушать и слышать другое мнение, уважительно и доброжелательно относится к другому
человеку и его мнению.
Предметные результаты:
-владение представлениями о современной географической науке, еѐ участии в решении
важнейших проблем человечества;
-владение географическим мышлением для определения картографических представлений
о размещении основных географических объектов и выявления географических аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
В процессе изучения дисциплины «География» обучающийся научится выделять:
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей;
- географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по
природным, техногенным, экологическим факторам и процессам, уровню
социально-экономического развития, специализации в системе международного
географического разделения труда;
- критерии определения места и перспектив развития стран, регионов разного ранга
в мировой экономике и решении современных глобальных проблем человечества в
условиях устойчивого развития;
В процессе изучения дисциплины «География» обучающийся сможет научиться
умениям и навыкам:
5
-сбора данных информации, осуществления их анализа, составления таблиц,
картосхем, диаграмм, построения и анализа моделей природных явлений и процессов;
-чтения и сопоставления географических карт различного содержания;
-морального оценивания отношения человека к окружающим объектам.
В процессе изучения дисциплины «География» обучающийся должен овладеть
умениями и навыками:
- сбора данных информации, осуществления их анализа, составления таблиц, картосхем,
диаграмм, построения и анализа моделей природных явлений и процессов;
- проведения исследований, в том числе с помощью компьютерного моделирования,
интерпретации полученных результатов;
- решения учебных и практико-ориентированных задач;
- чтения и сопоставления географических карт различного содержания;
- составления комплексных географических характеристик стран мира, районов разного
ранга;
- логического, критического и пространственного мышления, позволяющими грамотно
пользоваться полученными знаниями при нахождении и отборе в разных источниках
информации о географических объектах, процессах и явлениях разных территорий Земли,
анализе их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, оценке
хозяйственного потенциала и решении современных глобальных проблем;
- морального оценивания отношения человека к окружающим объектам;
- аргументировать в процессе обсуждения возможные последствия деятельности человека
в геосистемах.
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего
образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления
закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и
явлений;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и
регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов,
стран и их частей;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства
отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие
мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки
отдельных стран и регионов мира;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
6
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на
безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
– оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической
карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной
территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных
проблем человечества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА
11 класс
Раздел 5. Региональная характеристика мира
Зарубежная Европа
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты.
Политическая карта и международные отношения. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия. Природные
предпосылки для развития промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта,
туризма и рекреации.
Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная
Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и
религиозного состава; обострение межнациональных противоречий в ряде стран.
Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации;
субурбанизация.
Крупнейшие
городские
агломерации
зарубежной
Европы.
Западноевропейский тип города. Традиции культуры.
Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли
промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и
обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и
южноевропейский и их географические особенности. Страны и районы рыболовства.
Региональная транспортная система зарубежной Европы, ее характерные черты. Главные
транспортные магистрали и узлы. Морские порты и портово-промышленные комплексы.
Международные экономические связи.
Отрасли непроизводственной сферы. Основные черты географии науки. Главные
финансовые центры. Главные районы горного и приморского туризма. Города как
объекты туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Экологическая политика,
меры по охране окружающей среды.
Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как
главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на
примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на
примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения:
на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на
территориальную структуру хозяйства региона.
7
Субрегионы и страны. Субрегионы зарубежной Европы: Восточная Европа,
Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории.
Европейские страны «Большой семерки».
Федеративная Республика Германия (ФРГ) — наиболее экономически мощная
страна зарубежной Европы.Основные черты ее экономико-географического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства. Географический рисунок расселения, крупнейшие города. Территориальная структура хозяйства. Региональная
политика.
Зарубежная Азия. Австралия. Общая характеристика региона. Территория,
границы, положение: большие различия между странами. Политическая карта.
Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства
региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Орошение
земель.
Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва».
Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия —
родина мировых религий. Традиции культуры. Особенности размещения населения и
процессы урбанизации. Тип азиатского (восточного) города. Формы сельского расселения.
Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по
развитию промышленности. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны.
Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные типы (районы) сельского хозяйства. Районы тропического земледелия,
рисосеяния,
преобладания
просовидных
культур,
выращивания
пшеницы,
субтропического земледелия, пастбищного животноводства, особая роль ирригации.
Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Угроза обезлесения и
опустынивания.
Субрегионы зарубежной Азии — Юго-Западная Азия, Южная Азия, ЮгоВосточная Азия, Центральная и Восточная Азия: образ территории.
Китай. Территория, границы, положение. Государственный строй. Китай — самая
многонаселенная страна мира. Воспроизводство населения и демографическая политика.
Особенности национального состава; китайский язык и письменность. Особенности
расселения; крупнейшие города. Традиции культуры.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового
хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности. Энергетические и
металлургические базы Китая; остальные отрасли и их размещение.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение
рисосеяния. Главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии
транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Непроизводственная сфера.
Внутренние различия. Восточная зона (города Пекин и Шанхай), Центральная и
Западная зоны: образ территории.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Япония. Территория, границы, положение, государственный строй. Население:
особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Традиции
культуры. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские
агломерации; мегалополис Токайдо. Значение Токио.
Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста.
Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое
значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение
и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особое значение
8
международных экономических связей в хозяйстве Японии, зависимость от ввоза сырья и
топлива. Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». «Лицевая» часть
Японии — главное социально-экономическое ядро страны. Тихоокеанский пояс, главные
промышленные районы. Проблемы загрязнения окружающей среды. «Тыльная» сторона
Японии. Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ
территории.
Индия. Территория, границы, положение, государственный строй. Население:
особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия;
демографическая политика. Этнический состав: Индия — самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные;
межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты
размещения населения: городское население и крупнейшие города; сельское население.
Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития
промышленности; основные черты ее отраслевой структуры и географии. Главные
отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского
хозяйства. Его отраслевой состав и главные сельскохозяйственные районы. Влияние
«зеленой революции».
Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи.
Непроизводственная сфера.
Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития»
и главные узловые центры (Бомбей, Калькутта, Дели, Мадрас). Районы Индии: образ
территории.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Австралия. Визитная карточка» региона. Географическая картина Австралии и
Океании.
Общая
характеристика
Австралии.
Территория,границы,
положение.
Политическая карта. Государственный строй.
Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности
воспроизводства, состава и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные
отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные
магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и
экологические проблемы.
Африка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение. Политическая
карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического
развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных,
агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности
этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры.
Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в
Африке.
Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации.
Роль
горнодобывающей
промышленности,
ее
основные
районы.
Главные
сельскохозяйственные районы и их профиль. Понятие о монокультуре. Транспортные
проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Заповедники и национальные парки. Проблема опустынивания.
Деление Африки на субрегионы. Два укрупненных субрегиона — Северная и
Тропическая Африка: образ территории.
9
Южно-Африканская Республика (ЮАР) — единственное экономически развитое
государство Африки. Основные черты ее экономико-географического положения,
государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Северная Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина
Северной Америки. США и Канада.
Соединенные
Штаты
Америки.
Территория,
границы,
положение.
Государственный строй.
Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании
американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции
культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности.
Главные города, агломерации и мегалополисы. Американский тип города. Сельское
население.
Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки
для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география.
Промышленные пояса и главные промышленные районы. Природные предпосылки для
развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные
районы (пояса) и их специализация. Агропромышленный комплекс США. Транспортная
система США и ее особенности; главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты.
Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. Основные черты
географии науки. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды в
США и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль
национальных парков.
Макрорегионы США. Северо-Восток США — «мастерская» нации. Главные
промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон.
Средний Запад США — регион крупной промышленности и сельскохозяйственных
районов. Город Чикаго. Юг США — регион больших перемен. Главные промышленные и
сельскохозяйственные районы. Запад — самый молодой и динамичный регион США.
Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономикогеографического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства.
Интеграционная группировка НАФТА.
Латинская Америка. «Визитная карточка» региона. Географическая картина
Латинской Америки.
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие
внутренние различия. Политическая карта. Государственный строй.
Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти,
руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные
с их использованием. Угроза обезлесения.
Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История
колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры.
Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации,
крупнейшие городские агломерации — Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Рио-деЖанейро. Латиноамериканский тип города. Понятие о ложной урбанизации.
Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место
региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей
промышленности, ее главные районы и центры. Обрабатывающая промышленность,
основные черты ее размещения.
Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные
сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и
размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная
сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
10
Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные
типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: образ территории.
Бразилия. Бразилия — тропический гигант. Особенности положения, природных
условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской
Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры
хозяйства. Приморские районы; города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Региональная
политика освоения Амазонии.
Россия в современном мире.
Особенности внешнеэкономической деятельности страны в период существования
СССР; факторы, благоприятствующие включению Российской Федерации в
мирохозяйственные связи; изменения в географии и товарной структуре внешней торговли
России; место России на мировых рынках сырья и отдельных видов промышленных товаров;
ведущих торговых партнеров России; другие (кроме торговли) направления
внешнеэкономической деятельности (научно-техническое сотрудничество, совместное
предпринимательство, инвестиционная деятельность, создание СЭЗ).
Глобальные проблемы человечества.
Понятие о глобальных проблемах человечества; геоглобалистика. Проблема войны
и мира: новые аспекты. Экологическая проблема как приоритетная проблема выживания
человечества; понятие о критическом экологическом районе и их география.
Демографическая проблема и пути ее решения. Продовольственная проблема, ее географические аспекты и пути решения. Энергетическая и сырьевая проблема, ее
географические аспекты и пути решения. Проблема использования Мирового океана.
Проблема освоения космоса. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран как
крупнейшая общемировая проблема. Другие проблемы глобального характера.
Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы: глобальные гипотезы;
глобальные проекты; их географические аспекты.
Обобщающее повторение.
11
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ГЕОГРАФИИ,
Тематическое планирование по географии для 11- го класса составлено с учетом
рабочей программы воспитания.
№ п/п
Тема раздела, тема урока
Количество часов,
отводимых на
изучение темы
РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА 34 (часа)
Тема 6. Зарубежная Европа
7 (часов)
1
Общая характеристика зарубежной Европы.
2
Население зарубежной Европы.
3
Хозяйство зарубежной Европы.
4
Непроизводственная сфера стран зарубежной Европы.
5
Географический рисунок расселения и хозяйства.
6
Субрегионы и страны зарубежной Европы.
Практическая работа № 1 «Сравнительная
характеристика двух стран зарубежной Европы».
7
Обобщение знаний по теме «Зарубежная Европа».
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия 7 (часов)
8
Общая характеристика зарубежной Азии. Население.
Практическая работа № 2 «Классификация стран
зарубежной Азии».
9
Хозяйство стран зарубежной Азии: пять центров
экономической мощи.
10
Китай. Практическая работа № 3 «Сравнение
экономики двух зон Китая: Западной и Восточной».
11
Япония. Практическая работа № 4 «Составление
картосхемы международных экономических связей
Японии».
12
Индия.
13
Австралия.
14
Обобщение знаний по темам: «Зарубежная Европа» и
«Зарубежная Азия». Контрольная работа.
Тема 8. Африка
3 (часа)
15
Общая характеристика Африки.
16
Хозяйство Африки. Практическая работа № 5
«Составление прогноза экономического развития
стран Африки».
17
Субрегионы Африки
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тема 9. Северная Америка
5 (часов)
18
Общая характеристика США.
19
Население США.
20
Природные ресурсы и хозяйство США.
21
Макрорегионы США.
22
Канада. Практическая работа № 6 «Составление
программы освоения территории Канады».
1
1
1
1
1
Тема 10. Латинская Америка
4 (часа)
23
Общая характеристика Латинской Америки.
Население.
1
12
Хозяйство Латинской Америки.
Страны Латинской Америки. Бразилия. Практическая
работа № 7 «Сравнительная характеристика двух
стран Латинской Америки».
26
Обобщение знаний по темам: «Африка», «Северная
Америка» и «Латинская Америка». Контрольная
работа.
Тема 11. Россия в современном мире 3 (часа)
27
Место России в мировой политике, в природнолюдском потенциале. Практическая работа № 8
«Анализ и объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического положения
России».
28
Место России в мировом хозяйстве. Практическая
работа № 9 «Определение роли России в производстве
важнейших видов мировой промышленной
продукции» (оценочная).
29
Россия в системе международных финансовоэкономических и политических отношений. Место
России в мире по качеству жизни.
Раздел 3. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 2 (часа)
30
Понятие о глобальных проблемах человечества.
Старые и новые глобальные проблемы.
31
Стратегия устойчивого развития.
Обобщающее повторение 3 (часа)
32
Обобщение знаний по курсу географии 11 класс.
33
Обобщение знаний по курсу географии 11 класс.
34
Коррекция знаний по курсу географии 11 класс.
24
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13