МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей естествознания
и обществознания
_______________
Е.А. Ярошенко
Протокол № 1
от «30» августа 2023
«Согласовано»
заместитель директора по
УВР
МБОУ СОШ №10
г.
Сальска
__________ М.А. Носачева
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________ М.А. Романенко
Приказ от 30.08.2023 № 193
«30» августа 2023
Рабочая программа
по химии
10 класс
Рассмотренаи рекомендована к утверждению
на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «30» августа 2023 г.
2023-2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии на 2023/24 учебный год для обучающихся 8-го
класса МБОУ СОШ № 10 г.Сальска разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения
с 1 сентября 2021 года);
приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного
общего образования»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
концепции развития математического образования, утвержденной распоряжением
Правительства от 24.12.2013 № 2506;
учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ
СОШ № 10 г. Сальска «О внесении изменений в основную образовательную программу
основного общего образования»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая
2021 г. № 287»
Приказ МБОУ СОШ№10 г.Сальска от 30.08.2023, №193 «Об утверждении рабочих
программ»
рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 10 г. Сальска;
УМК по химии для 11-х классов, автор Габриелян О.С.
Для реализации программы используются пособия из УМК:
Для педагога:
учебник «Химия. 11 класс» Базовый уровень;
методическое пособие «Химия. Дидактические материалы. 9 класс»
Для обучающихся:
учебник «Химия.11 класс» Базовый уровень.
На изучение геометрии в 11-м классе учебным планом отводится 1 час в неделю,
всего34 часа (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА
БАЗОВОМ УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формировать чувство гордости за российскую химическую науку.
Формировать целостнее мировоззрение, соответствующее современному уровню
развития химии как науки и общественной практики, а также социальному, культурному,
языковому и духовному многообразию современного мира.
Формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору
будущей профессии.
Формировать коммуникативную компетентность в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей.
Формировать познавательную и информационную культуру, в том числе развитие
навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными
инструментами и техническими средствами информационных технологий.
Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде.
Развивать способности к решению творческих задач, умения находить адекватные
способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной
деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать
ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная,
поисково-исследовательская, проектная, и др.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем
совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно – следственных связей. Создавать схематические
модели с выделением существенных характеристик объекта.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Пользоваться адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении),
диалоге, дискуссии. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке
общего. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор. Спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для
оппонентов образом. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками. Определять цели и функции участников, способы
взаимодействия. Планировать общие способы работы. Уметь работать в группе —
устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать
продуктивной кооперации. Интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Учитывать разные мнения и
интересы и обосновывать собственную позицию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Выпускник научится:
Понимать химическую картину мира как составную часть целостной научной
картины мира.
Раскрывать роль химии и химического производства как производительной силы
современного общества.
Формулировать значение химии и еѐ достижений в повседневной жизни человека.
Устанавливать взаимосвязи между химией и другими естественными науками.
Формулировать основные положения теории химического строения органических
соединений и иллюстрировать их примерами из органической и неорганической химии.
Аргументировать универсальный характер химических понятий, законов и теорий
для органической и неорганической химии.
Формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и закономерности
изменений в строении и свойствах химических элементов и образованных ими веществ на
основе периодической системы как графического отображения периодического закона.
Характеризовать s- и p-элементы, а также железо по их положению в
периодической системе Д.И.Менделеева.
Классифицировать химические связи и кристаллические решѐтки, объяснять
механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей
(ковалентной, ионной, металлической, водородной).
Объяснять причины многообразия веществ, используя явления изомерии,
гомологии, аллотропии.
Классифицировать химические реакции в неорганической и органической химии
по различным основаниям и устанавливать специфику типов реакций от общего через
особенное к единичному.
Характеризовать гидролиз как специфический обменный процесс и раскрывать его
роль в живой и неживой природе.
Характеризовать электролиз как специфический окислительно –
восстановительный процесс и определять его практическое значение.
Характеризовать коррозию металлов как окислительно – восстановительный
процесс и предлагать способы защиты от неѐ.
Классифицировать неорганические и органические вещества.
Характеризовать общие химические свойства важнейших классов неорганических
и органических соединений в плане от общего через особенное к единичному.
Использовать знаковую систему химического языка для отображения состава
(химические формулы) и свойств (химические уравнения) веществ.
Использовать правила и нормы международной номенклатуры для составления
названий веществ по формулам и, наоборот, для составления молекулярных и
структурных формул соединений по их названиям.
Знать тривиальные названия важнейших в бытовом отношении неорганических и
органических веществ.
Характеризовать свойства, получение и применение важнейших представителем
классов органических соединений (алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических
углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, предельных одноосновных карбоновых
кислот, сложных эфиров и жиров, углеводов, аминов, аминокислот).
Устанавливать зависимость экономики страны от добычи, транспортировки и
переработки углеводородного сырья (нефти и природного газа).
Экспериментально подтверждать состав и свойства важнейших представителей
изученных классов неорганических и органических веществ с соблюдением правил
техники безопасности при работе с химическими веществами и лабораторным
оборудованием.
Характеризовать скорость химической реакции и еѐ зависимость от различных
факторов.
Характеризовать химическое равновесие и его смещение в зависимости от
различных факторов.
Производить расчѐты по химическим формулам и уравнениям на основе
количественных отношений между участниками химических реакций.
Соблюдать правила экологической безопасности во взаимоотношениях с
окружающей средой при обращении с химическими веществами, материалами и
процессами.
Выпускник получит возможность научиться:
Использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно –
исследовательских задач химической тематики.
Прогнозировать строение и свойства незнакомых неорганических и органических
веществ на основе аналогии.
Прогнозировать течение химических процессов в зависимости от условий их
протекания и предлагать способы управления этими процессами.
Устанавливать взаимосвязи химии с предметами гуманитарного цикла (языком,
литературой, мировой художественной культурой).
Раскрывать роль химических знаний в будущей практической деятельности.
Раскрывать роль химических знаний в формировании индивидуальной
образовательной траектории.
Прогнозировать способность неорганических и органических веществ проявлять
окислительные и/ или восстановительные свойства с учѐтом степеней окисления
элементов, их образующих.
Аргументировать единство мира веществ установлением генетической связи
между неорганическими и органическими веществами.
Владеть химическим языком для обогащения словарного запаса и развития речи.
Характеризовать становление научной теории на примере открытия
периодического закона и теории химического строения органических веществ.
Критически относиться к псевдонаучной химической информации, получаемой из
разных источников.
Понимать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством (экологические,
энергетические, сырьевые), и предлагать пути их решения, в том числе и с помощью
химии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Строение вещества 17 часов
Основные сведения о строении атома.
Электронная оболочка атома.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Ионная химическая связь.
Ковалентная полярная химическая связь.
Ковалентная неполярная химическая связь.
Атомная и молекулярная кристаллические решетки.
Металлическая химическая связь.
Водородная химическая связь. Единая природа химических связей.
Полимеры.
Газообразное состояние вещества.
Практическая работа № 1 «Получение и распознавание газов (водород, кислород,
углекислый газ, аммиак, этилен)». ТБ.
Жидкие вещества.
Твердые вещества.
Дисперсные системы. Состав вещества. Смеси.
Обобщение знаний по теме: «Строение вещества.
Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества».
Тема 2. Химические реакции 8 часов
Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ.
Классификация химических реакций, протекающих с изменением состава веществ.
Скорость химической реакции.
Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Роль
воды в химических реакциях.
Гидролиз.
Окислительно - восстановительные реакции. Электролиз.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Химические реакции».
Контрольная работа №2 по теме « Химические реакции».
Тема 3. Вещества и их свойства 9 часов
Металлы.
Неметаллы.
Кислоты неорганические и органические.
Практическая работа №2 по теме «Химические свойства кислот». ТБ.
Основания.
Соли.
Практическая работа №3. Распознавание веществ. ТБ.
Генетическая связь между классами соединений. Обобщение систематизация знаний по
курсу химии 11 класса.
Итоговая контрольная работа по химии по курсу 11 класса.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС
№№
Количество часов
Наименование темы
п\п
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
1
1.
Тема 1. Строение вещества.
17
1
2.
Тема 2. Химические реакции
8
1
3.
Тема 3. Вещества и их свойства
9
1
2
Итого
34
3
5