СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
(орган, с которым согласован документ)
Протокол от 28.08.2024 №1
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска
М.А. Романенко
приказ от 28.08.2024 №167
(дата)
ПРОГРАММА РАБОТЫ
со слабоуспевающими детьми
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №10 г. Сальска
на 2024-2025 учебный год
1. Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых и детей. Очевидно, что на
свете нет ни одного психически здорового ребѐнка, который хотел бы плохо учиться.
Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые «двойки», у ребѐнка
сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится
«трудным» учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям в
поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не
будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях,
пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время
учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными
учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у
ребѐнка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины,
порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности, ребѐнка,
отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и
пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся
квалифицированную помощь по ее преодолению.
2. Цели и задачи
1. Цели:
выполнение закона об образовании;
принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и
качествазнаний учащихся.
2. Задачи:
создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;
отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и
повышениемотивации у слабоуспевающих учеников;
реализация разноуровнего обучения;
изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в
учебе ислабой мотивации.
формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.
3. Группы неуспевающих детей
Хронически
неуспевающиедети (по
физическим причинам)
– задания воспринимают
невнимательно, часто их
не понимают, но вопросы
учителю
не
задают,
разъяснений не просят;
– работают
пассивно,
постоянно нуждаются в
стимулах для перехода к
очередным видам работы;
– не имеют постоянной
цели,
Дети, неуспевающие по
отдельным учебным
дисциплинам (по
социальным причинам)
учащиеся с относительно
высоким
уровнем
развития мыслительной
деятельности,
но
с
отрицательным
отношением к учению:
– в связи с частичной или
полной утратой позиции
школьника по причине
непонимания отдельного
предмета или группы
Подростки с
несформированной
учебнойдеятельностью
– неуспевающие
учащиеся, для которых
характерно
низкое
качество
мыслительной
деятельности
(по
физиологическим
причинам)
при
положительном
отношении к учению и
сохранении
позиции
школьника;
не планируют и не
организовывают
свою
работу;
– работают очень вяло,
либо постепенно снижают
темп, уставая раньше
других детей;
– индифферентно
относятся к результатам
собственной работы, к
познавательному труду в
целом.
учебных
дисциплин
(точных, гуманитарных и
т.п.) или в результате
отсутствия необходимых
условий:
неблагополучная семья,
плохое
здоровье,
отсутствие адекватного
педагогического
сопровождения.
– неуспевающие
учащиеся,
для которых характерно
как низкое, так и высокое
качество мыслительной
деятельности
при
отрицательном
отношении к учению и
полной утрате позиции
школьника,
проявляющееся
в
стремлении
оставить
школу
3. Типы неуспевающих школьников
Как путь проникновения в сущность неуспеваемости можно рассматривать и
выявлениетипов неуспевающих школьников.
Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются
друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае
неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими
поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной
неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению.
Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших
свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая
определяет его достижения вучебной работе.
1.Типология по характеристикам учебного труда учащихся и структуре их личности.
1.1 «плохой работник». Его чертами являются следующие:
1) задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов
учителю не задает, разъяснений не просит;
2) работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным
видам работы);
3) не подмечает своих неудач и трудностей;
4) не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу;
5) либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно;
6) индифферентно относится к результатам работы.
1.2 патологический — это эмоциональные, часто имеющие неудачи в учении
школьники, встречающие специфическое к себе отношение окружающих. Они заявляют
«не могу» до начала работы, нуждаются в одобрении со стороны окружающих, тяжело
переносят трудности и неудачи. В данном случае выделенные черты носят скорее
психологический, нежели дидактический, характер.
2. Психологическую типологию за основу взят характер взаимоотношений
наиболее существенных сторон личности школьников.
Деление неуспевающих школьников на типы можно осуществить в зависимости от
характерасоотношения двух основных групп свойств личности школьников:
Особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью.
Направленность личности школьника, определяющая его отношение к учению. На
этой основе выделено три типа неуспевающих школьников:
Первый тип неуспевающих школьников.
Для всех школьников этого типа характерна низкая обучаемость, связанная со
сниженным уровнем мыслительных операций. Слабое развитие процесса мышления
(анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации) вызывает серьезные трудности
в усвоении учебного материала, которые способствуют возникновению у школьников
упрощенного подхода к решению мыслительных задач. При таком подходе учащиеся
стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или
вообще избегают умственной работы, в результате чего происходит задержка
умственного развития и не формируются навыки учебной работы.
Неуспех в учебе и неумение работать вместе с классом не являются для них
источником морального конфликта, так как в силу ограниченности своих познавательных
возможностей свое отставание они правильно видят в неспособности усваивать отдельные
предметы наравне со всеми. Отсутствие морального конфликта способствует сохранению
позиции школьника и формированию положительной моральной направленности, так как
понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим
стимулом для преодоления недостатков. Об этом говорит тот факт, что школьники этого
типа охотнопринимают помощь учителей и товарищей.
Второй тип неуспевающих школьников.
Учащиеся этого типа в школу приходят с хорошей интеллектуальной подготовкой,
с желанием хорошо учиться. Однако на качестве их учебной работы отражается прежде
всего то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более
широкой и устойчивой мотивации в учебном труде эти ученики избегают активной
умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и
напряженного труда (языки, математика), задания по устным предметам усваивают
поверхностно. В процессе такой работы у них не формируются навыки учения, умения
преодолевать трудности. Наряду с этим у них складывается определенный подход к
работе: небрежное ее выполнение, низкий темп. У школьников второго типа неуспех в
учении неизбежно ведет к моральному конфликту. Он возникает в связи с противоречием
между их более широкими интеллектуальными возможностями и слабой реализации этих
возможностей, что объясняется отсутствием навыков самостоятельной учебной работы.
Моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только
определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от классного
коллектива, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной
направленности.
Третий тип неуспевающих школьников.
Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие
мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала.
При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность;
манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем полученные результаты
они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы
подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении
работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо
проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности
проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности
личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к
школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение
определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие
предметы как физкультура, уроки труда.
4. Причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
Пропуск уроков
Недостаточная работа дома
Слабые способности
Нежелание учить предмет
Недостаточная работа на уроке
Необъективность выставления оценок на уроке
Предвзятое отношение учителя на уроке
Большой объем домашнего задания
Недостаточное внимание учителя
Высокий уровень сложности материала
Другие причины
5. Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости
Низкий уровень развития учебной
мотивации (ничто не побуждает учиться).
Влияют:
обстоятельства жизни ребенка в
семье;
взаимоотношения с окружающими
взрослыми
Интеллектуальная
пассивность
как
результат неправильного воспитания.
Интеллектуально пассивные учащиеся –
те, которые не имели ни правильных
условий для умственного развития, ни
достаточной практики интеллектуальной
деятельности,
у них
отсутствуют
интеллектуальные умения, знания и
навыки, на основе которых педагог
строит обучение
Неправильные навыки учебной работы –
со стороны педагога нет должного
контроля над способами и приемами ее
выполнения
Неправильно
сформировавшееся
отношение к учебному труду:
пробелы
в
воспитании
(нет
Характер проявления
Неправильно
сформировавшееся
отношение к учению, непонимание его
общественной значимости.
Нет стремления быть успешным в
учебной
деятельности
(отсутствует
заинтересованность
в
получении
хороших отметок, вполне устраивают
удовлетворительные)
При выполнении учебного задания,
требующего активной мыслительной
работы, отсутствует стремление его
понять и осмыслить. Вместо активного
размышления
–
использование
различных
обходных
путей:
зазубривание, списывание, подсказки
товарищей, угадывание правильных
вариантов ответа. Интеллектуальная
пассивность может проявляться как
избирательно в отношении учебных
предметов, так и во всей учебной работе.
Вне учебных занятий многие из таких
учащихся действуют умнее, активнее и
сообразительнее, чем в учении
Учащиеся не умеют учиться, не умеют
самостоятельно работать, потому что
пользуются
малоэффективными
способами учебной работы, которые
требуют от них значительной траты
лишнего времени и труда: заучивают
текст, не выделяя логических частей;
начинают
выполнять
практические
задания
раньше,
чем
выучивают
правило, для применения которого эти
задания задаются; не проверяют свои
работы или не умеют проверять;
выполняют работу в медленномтемпе
Нежелание
выполнять
не
очень
интересное,
скучное,
трудное,
отнимающее много времени задание.
постоянных трудовых обязанностей, не
приучены выполнять их аккуратно, не
предъявлялось строгих требований к
качеству
работы;
избалованные,
неорганизованные учащиеся);
неправильная организация учебной
деятельности в ОУ
Отсутствие или слабое развитие учебных
и
познавательных
интересов
–
недостаточное
внимание
к
этой
проблеме со стороны педагогов и
родителей
Небрежность и недобросовестность в
выполнении учебных обязанностей.
Невыполненные
или
частично
выполненные домашние задания.
Неаккуратное обращение с учебными
пособиями
Знания усваиваются без интереса, легко
становятся формальными, т. к. не
отвечают
потребности
в
их
приобретении,
остаются
мертвым
грузом, не используются, не влияют на
представления
школьника
об
окружающей
действительности и не побуждают к
дальнейшейдеятельности
6. Профилактика неуспеваемости
Этапы урока
1. Контроль
подготовленности
учащихся
2. Изложения
материала.
нового
3.
Самостоятельная
работа учащихся на
уроке
Акценты в обучении
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно
вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.
Тщательно анализировать и систематизировать ошибки,
допускаемые учениками в устных ответах, письменных
работах,
выявить
типичные
для
класса
и
концентрировать
внимание
на
их
устранении.
Контролировать
усвоение
материала
учениками,
пропустившие предыдущие уроки. По окончанию
разделения темы или раздела обобщать итоги усвоения
основных понятий, законов, правил, умений и навыков
школьниками, выявитьпричины отставания.
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания
учащимися основных элементов излагаемого материала.
Стимулировать вопросы со стороны учащихся при
затруднениях в усвоении учебного материала. Применять
средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать
разнообразие
методов
обучения,
позволяющих всем учащихся активно усваивать
материал.
Подбирать задания по наиболее существенным, сложным
и трудным разделам учебного материала, стремясь
меньшим числом упражнений, но данных в определенной
системе, достичь большего эффекта. Включать в
содержание самостоятельной работы на упражнение по
устранению ошибок, допущенных при ответах и в
письменных работах.
Инструктировать о порядке выполнения работы.
Стимулировать постановку вопросов к учителю при
затруднениях в самостоятельной работе. Умело
оказывать помощь ученикам в работе, всемерно
развивать их самостоятельность. Учить умениям
планировать работу, выполняя ее в должном темпе и
4.
Организация
самостоятельной работы
внекласса
осуществлять контроль.
Обеспечить в ходе домашней работы повторения
пройденного, концентрируя внимание на наиболее
существенных элементах программы, вызывающих
обычно наиболее затруднения.
Систематически давать домашнее задание по работе над
типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся
о порядке выполнения домашних работ, проверять
степень понимания этих инструкций слабоуспевающими
школьниками. Согласовать объем домашних заданий с
другими учителями класса, исключая перегрузку,
особенно слабоуспевающих учеников.
7. Система работы по формированию положительного отношения к учению у
неуспевающих школьников
Формируемые
отношения
Отношение к
содержанию
учебного
материала
Отношение
процессу
учения
(усвоения
знаний)
1-ый этап
Наиболее
легкий
занимательный
материал
независимо от
его важности,
значимости
к Действует
учитель-ученик
только
воспринимает
2-ой этап
3-й этап
Занимательный
материал,
касающийся
сущности
изучаемого
Существенный,
важный, но не
привлекательны
йматериал
Ведущим
остается
учитель, ученик
участвует
в
отдельных
звеньях
процесса
Отношение к Поощрение
Поощрение
себе,
своим успехов
в успеха к работе,
силам
учебе,
не требующих
требующей
некоторых
усилий
усилий
Отношение к Подчеркнутая
учителю
объективность,
(коллективу)
нейтралитет
Доброжелатель
ность,
внимание,
личное
расположение,
помощь,
сочувствие
4-й этап
Ведущим
Ученик
становится
действует
ученик, учитель самостоятельно
участвует
в
отдельных
звеньях
процесса
Поощрение
успеха
в
работе,
требующее
значительных
усилий
Использование
суждения
наряду с
доброжелатель
ностью,
помощью и др.
8. Ключевые моменты в организации учебного процесса со слабоуспевающими
детьми
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися
использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы
обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости
индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и
разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные
тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные
проверочные работы, творческие работы по выбору.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки
для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать
на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,
разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к
ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и
пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать
материал. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых
ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера
доброжелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников
концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель
чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного
материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового
материала. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам
даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или
в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для
стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и
указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием
самостоятельности в учении. При организации домашней работы для слабоуспевающих
школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится
подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных
затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки- консультации, даются
задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем
домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузок.
9. Памятка «Психотерапия неуспеваемости»
1. Правило первое: «Не бей лежачего». Двойка - достаточное наказание, и не стоит
наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребенок уже получил, и от вас
он ждет спокойной помощи, а не новых попреков.
2. Правило второе: «Не более одного недостатка в минуту». Чтобы избавить
ребенка от недостатков, замечайте не более одного недостатка в минуту. Знайте меру.
Иначе ребенок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет
нечувствителен к вашим оценкам. Конечно, это очень трудно, но по возможности
выберите из множества недостатков ребенка тот, который сейчас для вас особенно
непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь и говорите только о
нем. Остальное же будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным.
3. Правило третье: «За двумя зайцами погонишься…» Посоветуйтесь с ребенком и
начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него
самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Если вас обоих беспокоит
прежде всего скорость чтения, не требуйте от ребенка одновременно выразительности и
пересказа.
4. Правило четвертое: «Хвалить исполнителя, критиковать исполнение». Оценка
должна иметь точный адрес. Ребенок обычно считает, что оценивают всю его личность. В
ваших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать
к личности надо похвалу. Положительная оценка должна относиться к человеку, который
стал чуточку знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребенок начнет
уважать себя за такие качества, то вы заложите еще одно важнейшее основание желания
учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть как можно более
безличной: «такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта форма
отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно
на отношении ребенка к знаниям, его вере в успех.
5. Правило пятое: «Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его
собственными вчерашними неудачами». Не надо сравнивать достижения ребенка с
государственными нормами оценивания или успехами соседа по парте. Ведь даже самый
малый успех ребенка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена
и оценена по заслугам.
6. Правило шестое: «Не скупитесь на похвалу». Нет такого двоечника, которого не
за что было бы похвалить. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку
успеха, и у ребенка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание
и неумение. Ведь взрослые упрѐки: «Не сделал, не старался, не учил» порождают эхо: «Не
хочу, не могу, не буду!»
7. Правило седьмое: «Техника оценочной безопасности». Оценивать детский труд
надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой
соединены плоды очень разных усилий ребенка – и правильность вычислений, и умение
решать задачи определенного типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. При
дифференцированной оценке у ребенка нет ни иллюзий полного успеха, ни ощущения
полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «Еще не знаю, но могу и
хочу знать».
8. Правило восьмое: «Ставьте перед ребенком предельно конкретные и реальные
цели». Тогда он попытается их достигнуть. Не искушайте ребенка невыполнимыми
целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Если он сделал в диктанте девять
ошибок, не берите с него обещания постараться следующий раз написать без ошибок.
Договоритесь, что их будет не более семи, радуйтесь вместе с ребенком, если это будет
достигнуто.
9. Правило девятое: «Ребенок должен быть не объектом, а соучастником оценки».
Ребенка следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя
оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главным средством
преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с дифференциации.
Самооценка
ребенка,
воспитанного
на
принципах
безболезненного
(дифференцированного) оценивания, сделает его относительно защищенным от сурового
несовершенства школьной отметочной системы. Отдельной отметки заслуживает
красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» и ошибки «на правила», и то,
что ребенок сел за уроки вовремя и без напоминаний.
10. Правило десятое: «Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках».
Очень важно, чтобы оценка выражалась не только в словах, но была материализована в
каких-либо зримых знаках. Для этого используйте графики, таблицы, линеечки и т. п.,
которые помогут наглядно сравнить вчерашние и сегодняшние достижения ребенка.
10. Программа деятельности классного руководителя со слабоуспевающими
учащимися
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества
обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя
эффективные формы контроля.
Взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков,
дополнительных занятий ШК.
Наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте:
классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели.
В работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребѐнком
дома,проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости.
Работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать
положительную мотивацию в обучении.