План работы школьной библиотеки
на 2025 – 2026
учебный год
Современные технологии становятся неотъемлемой частью жизни
многих людей, в том числе и школьников. Большинство предпочитает
скачать электронную книгу на телефон, чем посетить заведение,
располагающее большим количеством интересной информации. Школьная
библиотека образовательного учреждения должна стать культурным,
информационным,
просветительским
и
воспитательным
центром
образовательной среды школы.
Цель: способствовать формированию мотивации пользователей к
саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых
информационных ресурсов, через обеспечение открытого полноценного
доступа к информации, в том числе и печатным изданиям.
1. Основные задачи:
- формирование фонда библиотеки в соответствии с федеральным перечнем
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, с опорой на
образовательные программы;
обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся,
педагогическим работникам, родителям – доступа к информации, знаниям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов на различных носителях;
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- развитие и поддержка в детях привычки чтения и учения, умения
пользоваться библиотекой;
- воспитание любви к книге;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
- обучение работе со справочной литературой;
- овладение новыми технологиями работы;
- воспитание бережного отношения к фонду и к учебникам школы;
- информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о
перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе, о
наличии их в школьной библиотеке;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации
образовательных проектов;
- создание комфортной среды в школьной библиотеке для пользователей.
2. Направление деятельности и основные функции школьной
библиотеки:
- пополнение банка педагогической информации;
- разработка, приобретение, усовершенствование программного обеспечения;
- оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям,
учащимся в получении информации;
- создание учителям условий для получения информации о педагогической и
методической литературе, о новых средствах обучения через каталоги, а
также предоставление возможности просмотреть и отобрать необходимое;
- оказание учителям практической помощи при проведении уроков,
мероприятий;
- создание (на основе имеющихся в библиотеке методических описаний)
обучающих программ для интеллектуального развития школьников,
формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисковоисследовательской работы с различными источниками информации;
- создание условий для чтения книг и периодических изданий.
Основные функции:
• образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели,
сформулированные в концепции школы и программе развития;
• информационная - предоставлять участникам образовательного процесса
возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата
и носителя;
• культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и
социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
• воспитательная - прививать учащимся любовь к родине, патриотизм,
как по отношению к государству, так и к родному краю.
3. Планирование работы по формированию фонда школьной
библиотеки:
№
1
1
Содержание работы
Срок
исполнения
Ответственные
2
3
4
1. Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы
1.Обеспечение комплектования фонда учебной
литературы:
педагог
–
• составление совместно с педагогами заказа на
апрель-май библиотекарь,
учебники, согласно Федерального перечня учебников
педагоги
и вносимых изменений к нему;
• анализ и комплектование школьной библиотеки
учебниками и учебными пособиями по
утвержденному списку;
• формирование общешкольного заказа на учебники
и учебные пособия с учетом итогов инвентаризации;
• подготовка перечня учебников, планируемых к
использованию в новом учебном году, для учащихся
и их родителей;
• утверждение плана комплектования на новый
учебный год;
• осуществление контроля выполнения сделанного
заказа;
• прием и обработка поступивших учебников:
— оформление накладных;
— запись в книгу суммарного учета;
— штемпелевание;
— оформление картотеки
Прием учебников
педагогбиблиотекарь
по мере
поступления
Информирование педагогических и руководящих
работников об изменениях в фонде учебной
литературы, и о вновь поступивших учебниках
Подведение итогов движения фонда. Диагностика
обеспеченности учащихся школы учебниками и
учебными пособиями в наступающем учебном году
Составление отчетных документов по
обеспеченности учащихся учебниками и другой
литературой
Списание фонда учебников и учебных пособий с
учетом ветхости и смены образовательных
программ
Проведение работы по обеспечению сохранности
учебного фонда (рейды по классам)
один раз в
триместр
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
август —
сентябрь
педагогбиблиотекарь
первая
половина
сентября
постоянно
педагог библиотекарь
в течение
учебного
года
8
Выдача учебников
9
Прием учебников взамен утерянных
августсентябрь
по мере
необходимости
раз в
квартал
педагог библиотекарь,
классные
руководители
педагогбиблиотекарь
педагог –
библиотекарь
2
3
4
5
6
7
10 Проверка фонда библиотеки, (сверка с ФСЭМ на
сайте minjust.ru). (Федеральный закон от 29.12.2010
№ 436ФЗ) (Федеральный список экстремистских
материалов – injust.ru).
май-июнь
11 Работа с резервным фондом учебников. Передача
постоянно
излишков учебной литературы в другие школы.
Получение недостающих учебников из других ОУ
2. Работа с фондом художественной литературы
1 Своевременное проведение обработки и регистрации постоянно
педагог библиотекарь
комиссия по
проверке
ФСЭМ,
педагогбиблиотекарь
педагог библиотекарь
педагог-
2
3
в алфавитном каталоге поступающей литературы
Обеспечение свободного доступа к художественной
литературе, к периодике
Выдача изданий читателям
Соблюдение правильной расстановки фонда на
стеллажах
5 Систематическое наблюдение за своевременным
возвратом изданий в библиотеку
6 Ведение работы по сохранности фонда. Организация
мелкого ремонта художественных изданий с
привлечением учащихся на уроках труда в
начальных классах. Оформление книжной выставки:
«Эти книги вы лечили сами»
7 Создание и поддержание комфортных условий для
работы читателей
8 Списание художественной литературы с учетом
ветхости и морального износа
9 Прием художественной литературы взамен
утерянной, списание утерянной литературы
10 Сверка фонда со списком экстремистских изданий
4
1
2
3
1
2
3
4
5
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
Не реже 1
раза в
квартал
3. Справочно-библиографическая работа
Каталогизация новых поступлений литературы
по мере
поступления
Учет новых поступлений периодики
по мере
поступления
Учет учебников по программам и классам
в течение
года
4.Работа с читателями
Обслуживание читателей на абонементе, работа с
постоянно
абонементом учащихся, педагогов, технического
персонала, родителей
Обслуживание читателей в читальном зале
постоянно
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы с постоянно
учщимися о прочитанной литературе
Рекомендательные и рекламные беседы о новых
постоянно
изданиях, поступивших в библиотеку
(художественных, справочных, научнометодических)
Оформление выставок: «Мир сказочных
постоянно
приключений», «Книг заветные страницы помогают
библиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь,
учителя труда
и нач.кл.
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
6
7
8
1
2
3
4
1
2
нам учиться», «Это новинка!», «Твое свободное
время», «Спутники любознательных» и др.
Привлечение читателей в библиотеку:
- экскурсии в школьную библиотеку с учащимися 1х классов,
- проведение бесед: «Правила пользования
библиотекой», «Бережное отношение к книге»,
- проведение перерегистрации всех читателей,
декабрь
постоянно
педагогбиблиотекарь,
классные
руководители
при записи педагогв библ-ку, библиотекарь
- обзор новых книг. 2-4 классы
сентябрь,
5-7 классы
октябрь
Выполнение читательских запросов по внеклассному постоянно педагогчтению (подбор литературы, составление
библиотекарь
рекомендательных списков, проведение
тематических обзоров)
Индивидуальная работа с читателями (выполнение
постоянно педагог –
справок)
библиотекарь
5. Работа с родителями (законными представителями)
Информирование о перечне необходимых учебников, май педагог –
учебных пособий, входящих в комплект учебной
сентябрь
библиотекарь,
литературы данного класса на предстоящий год
классные
руководители
Информирование о числе учебников, имеющихся в
май педагог –
фонде учебной литературы библиотеки
сентябрь
библиотекарь
Ознакомление с порядком обеспечения учебниками и в течение
педагог –
учебными пособиями учащихся в предстоящем
года
библиотекарь,
учебном году, с правилами пользования учебниками
классные
из фонда библиотеки
руководители
Оформление уголка с обязательными рубриками:
сентябрь
педагог –
- положение о порядке обеспечения учащихся
библиотекарь
учебниками и учебными пособиями,
- правила пользования учебниками из фонда
библиотеки,
- список учебников по классам, по которому будет
осуществляться образовательный процесс в новом
учебном году
6. Работа с педагогическим коллективом
Формирование заказов на новую литературу
апрель-май педагогсовместно с педагогами
библиотекарь,
педагоги –
предметники
Составление совместно с ответственным за
апрель-май педагогорганизацию учебно-методического обеспечения
библиотекарь,
образовательного процесса сводного заказа на
руководители
учебники и учебные пособия, представление его на
утверждение директору
Информирование о новинках в области учебнопостоянно
методической, психолого-педагогической
литературы, об изменениях в фонде учебной
литературы
4 Подбор литературы в помощь педагогам для
постоянно
проведения родительских собраний, классных часов,
педсоветов, предоставление информационных
ресурсов для воспитательной работы
5 Отчетность о книгообеспеченности учебного
сентябрь
процесса по установленной форме
7.Работа с учащимися школы
1 Обслуживание учащихся школы согласно
постоянно
расписанию работы библиотеки
2 Просмотр читательских формуляров с целью
постоянно
выявления задолжников, информирование классных
руководителей
3 Проведение беседы с вновь записавшимися
по факту
читателями о правилах поведения в школьной
записи
библиотеке, о культуре чтения
4 Оформление стенда-рекомендации о правилах
октябрь
поведения в школьной библиотеке
5 Информирование классных руководителей о
постоянно
читательской активности учащихся их классов
6 Подготовка рекомендательных списков
постоянно
художественной литературы для различных
возрастных категорий учащихся
7 Организация наглядной пропаганды, информация
постоянно
для читателей о новых поступлениях в школьную
библиотеку (выставки, обзоры)
8 Акции среди учащихся: «Лучший читающий класс май
года, «Лучший читатель в классе».
постоянно
Пропаганда библиотечно-библиографических
знаний:
9 Проведение библиотечных уроков, бесед:
в течение
года
10 1 класс:
декабрьУрок № 1: «Первое посещение школьной
январь
библиотеки » (ознакомительная экскурсия).
Урок № 2: «Посвящение в читатели. Запись в
школьную библиотеку. Правила обращения с
книгой».
3
УМО
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
11 2 класс:
Урок № 1: «Роль и назначение школьной
библиотеки. Понятие об абонементе и читальном
зале. Расстановка книг на полках».
Урок № 2: «Строение книги. Элементы книг».
12 3 класс:
Урок № 1: «Структура книги. Подготовка к
самостоятельному выбору книг».
Урок № 2: «Говорящие обложки (самостоятельный
выбор книги в школьной библиотеке. Правила
чтения) ».
13 4 класс:
Урок № 1: «Твои первые словари, энциклопедии,
справочники».
Урок № 2: «История книги. Древнейшие
библиотеки».
14 5-6 классы:
Игра повторение: «Структура книги».
сентябрьдекабрь
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
сентябрьдекабрь
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
сентябрьдекабрь
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
сентябрьдекабрь
15 7-9 классы:
«Периодические издания, адресованные
подросткам». Художественная литература для
старших подростков. Основные жанры и виды:
библиографические очерки, повести, мемуары,
публицистические произведения».
16 9-11 классы :
«Техника интеллектуального труда. Методы работы с
информацией. Анализ художественной, научнопопулярной, учебной, справочной литературы».
8. Массовая работа
1 Оформление книжных выставок, стендов к
предметным неделям
январьфевраль
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
2
3
4
5
Ежемесячные выставки к юбилейным датам
известных отечественных и зарубежных писателей,
писателей-земляков, знаменательным и памятным
датам (согласно календарю знаменательных дат)
(Приложение № 1)
Выставки книг-юбиляров (Приложение № 2)
Тематические книжные полки «Читайте с
увлечением все эти приключения»
Организация выставки «Будьте здоровы», подбор
мартапрель
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
по
предметны
м неделям
постоянно
педагогбиблиотекарь
постоянно
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог -
постоянно
февраль
педагогбиблиотекарь
6
7
8
9
1
2
3
1
2
3
картотеки статей о здоровом образе жизни
Организация выставки «Здоровье планеты — твое
здоровье»
Организация выставки книг «Огненные версты
Победы» ко дню Победы.
Обзор статей газет и журналов
апрель
май
постоянно
Участие в праздновании знаменательных и памятных в течение
дат
года
9. Организационная работа
Участие в районных совещаниях, проводимых
постоянно
управлением образования
Участие в заседаниях районного методического
постоянно
объединения
Взаимодействие с библиотеками района
постоянно
10. Профессиональное развитие
Самообразование:
постоянно
Изучение локальных актов, касающихся
работы,
Постоянное изучение профессиональной
литературы и периодических изданий для
библиотекарей
Изучение и использование опыта лучших школьных постоянно
библиотекарей:
Посещение семинаров
Участие в работе тематических круглых столов
Присутствие на открытых мероприятиях
Индивидуальные консультации
участие в конкурсах
Повышение квалификации
библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь