План работы школьной библиотеки МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2025-2026 уч. год

План работы школьной библиотеки
на 2025 – 2026
учебный год

Современные технологии становятся неотъемлемой частью жизни
многих людей, в том числе и школьников. Большинство предпочитает
скачать электронную книгу на телефон, чем посетить заведение,
располагающее большим количеством интересной информации. Школьная
библиотека образовательного учреждения должна стать культурным,
информационным,
просветительским
и
воспитательным
центром
образовательной среды школы.
Цель: способствовать формированию мотивации пользователей к
саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых
информационных ресурсов, через обеспечение открытого полноценного
доступа к информации, в том числе и печатным изданиям.
1. Основные задачи:
- формирование фонда библиотеки в соответствии с федеральным перечнем
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, с опорой на
образовательные программы;
обеспечение участникам образовательного процесса – обучающимся,
педагогическим работникам, родителям – доступа к информации, знаниям,
культурным
ценностям
посредством
использования
библиотечноинформационных ресурсов на различных носителях;
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
- развитие и поддержка в детях привычки чтения и учения, умения
пользоваться библиотекой;
- воспитание любви к книге;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
- обучение работе со справочной литературой;
- овладение новыми технологиями работы;
- воспитание бережного отношения к фонду и к учебникам школы;
- информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о
перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе, о
наличии их в школьной библиотеке;
- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации
образовательных проектов;
- создание комфортной среды в школьной библиотеке для пользователей.

2. Направление деятельности и основные функции школьной
библиотеки:
- пополнение банка педагогической информации;

- разработка, приобретение, усовершенствование программного обеспечения;
- оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям,
учащимся в получении информации;
- создание учителям условий для получения информации о педагогической и
методической литературе, о новых средствах обучения через каталоги, а
также предоставление возможности просмотреть и отобрать необходимое;
- оказание учителям практической помощи при проведении уроков,
мероприятий;
- создание (на основе имеющихся в библиотеке методических описаний)
обучающих программ для интеллектуального развития школьников,
формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисковоисследовательской работы с различными источниками информации;
- создание условий для чтения книг и периодических изданий.

Основные функции:
• образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели,
сформулированные в концепции школы и программе развития;
• информационная - предоставлять участникам образовательного процесса
возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата
и носителя;
• культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и
социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогов.
• воспитательная - прививать учащимся любовь к родине, патриотизм,
как по отношению к государству, так и к родному краю.

3. Планирование работы по формированию фонда школьной
библиотеки:
№
1
1

Содержание работы

Срок
исполнения

Ответственные

2
3
4
1. Работа с фондом учебной и учебно-методической литературы
1.Обеспечение комплектования фонда учебной
литературы:
педагог
–
• составление совместно с педагогами заказа на
апрель-май библиотекарь,
учебники, согласно Федерального перечня учебников
педагоги
и вносимых изменений к нему;
• анализ и комплектование школьной библиотеки
учебниками и учебными пособиями по
утвержденному списку;
• формирование общешкольного заказа на учебники
и учебные пособия с учетом итогов инвентаризации;
• подготовка перечня учебников, планируемых к

использованию в новом учебном году, для учащихся
и их родителей;
• утверждение плана комплектования на новый
учебный год;
• осуществление контроля выполнения сделанного
заказа;
• прием и обработка поступивших учебников:
— оформление накладных;
— запись в книгу суммарного учета;
— штемпелевание;
— оформление картотеки
Прием учебников

педагогбиблиотекарь
по мере
поступления

Информирование педагогических и руководящих
работников об изменениях в фонде учебной
литературы, и о вновь поступивших учебниках
Подведение итогов движения фонда. Диагностика
обеспеченности учащихся школы учебниками и
учебными пособиями в наступающем учебном году
Составление отчетных документов по
обеспеченности учащихся учебниками и другой
литературой
Списание фонда учебников и учебных пособий с
учетом ветхости и смены образовательных
программ
Проведение работы по обеспечению сохранности
учебного фонда (рейды по классам)

один раз в
триместр

педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь

август —
сентябрь

педагогбиблиотекарь

первая
половина
сентября
постоянно

педагог библиотекарь

в течение
учебного
года

8

Выдача учебников

9

Прием учебников взамен утерянных

августсентябрь
по мере
необходимости
раз в
квартал

педагог библиотекарь,
классные
руководители
педагогбиблиотекарь
педагог –
библиотекарь

2
3

4

5

6

7

10 Проверка фонда библиотеки, (сверка с ФСЭМ на
сайте minjust.ru). (Федеральный закон от 29.12.2010
№ 436­ФЗ) (Федеральный список экстремистских
материалов – injust.ru).

май-июнь

11 Работа с резервным фондом учебников. Передача
постоянно
излишков учебной литературы в другие школы.
Получение недостающих учебников из других ОУ
2. Работа с фондом художественной литературы
1 Своевременное проведение обработки и регистрации постоянно

педагог библиотекарь

комиссия по
проверке
ФСЭМ,
педагогбиблиотекарь
педагог библиотекарь
педагог-

2
3

в алфавитном каталоге поступающей литературы
Обеспечение свободного доступа к художественной
литературе, к периодике
Выдача изданий читателям

Соблюдение правильной расстановки фонда на
стеллажах
5 Систематическое наблюдение за своевременным
возвратом изданий в библиотеку
6 Ведение работы по сохранности фонда. Организация
мелкого ремонта художественных изданий с
привлечением учащихся на уроках труда в
начальных классах. Оформление книжной выставки:
«Эти книги вы лечили сами»
7 Создание и поддержание комфортных условий для
работы читателей
8 Списание художественной литературы с учетом
ветхости и морального износа
9 Прием художественной литературы взамен
утерянной, списание утерянной литературы
10 Сверка фонда со списком экстремистских изданий
4

1
2
3

1

2
3
4

5

постоянно
постоянно
постоянно
постоянно
постоянно

постоянно
постоянно
постоянно

Не реже 1
раза в
квартал
3. Справочно-библиографическая работа
Каталогизация новых поступлений литературы
по мере
поступления
Учет новых поступлений периодики
по мере
поступления
Учет учебников по программам и классам
в течение
года
4.Работа с читателями
Обслуживание читателей на абонементе, работа с
постоянно
абонементом учащихся, педагогов, технического
персонала, родителей
Обслуживание читателей в читальном зале
постоянно
Рекомендательные беседы при выдаче книг. Беседы с постоянно
учщимися о прочитанной литературе
Рекомендательные и рекламные беседы о новых
постоянно
изданиях, поступивших в библиотеку
(художественных, справочных, научнометодических)
Оформление выставок: «Мир сказочных
постоянно
приключений», «Книг заветные страницы помогают

библиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь,
учителя труда
и нач.кл.
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь

6

7

8

1

2
3

4

1

2

нам учиться», «Это новинка!», «Твое свободное
время», «Спутники любознательных» и др.
Привлечение читателей в библиотеку:
- экскурсии в школьную библиотеку с учащимися 1х классов,
- проведение бесед: «Правила пользования
библиотекой», «Бережное отношение к книге»,
- проведение перерегистрации всех читателей,

декабрь
постоянно

педагогбиблиотекарь,
классные
руководители

при записи педагогв библ-ку, библиотекарь
- обзор новых книг. 2-4 классы
сентябрь,
5-7 классы
октябрь
Выполнение читательских запросов по внеклассному постоянно педагогчтению (подбор литературы, составление
библиотекарь
рекомендательных списков, проведение
тематических обзоров)
Индивидуальная работа с читателями (выполнение
постоянно педагог –
справок)
библиотекарь
5. Работа с родителями (законными представителями)
Информирование о перечне необходимых учебников, май педагог –
учебных пособий, входящих в комплект учебной
сентябрь
библиотекарь,
литературы данного класса на предстоящий год
классные
руководители
Информирование о числе учебников, имеющихся в
май педагог –
фонде учебной литературы библиотеки
сентябрь
библиотекарь
Ознакомление с порядком обеспечения учебниками и в течение
педагог –
учебными пособиями учащихся в предстоящем
года
библиотекарь,
учебном году, с правилами пользования учебниками
классные
из фонда библиотеки
руководители
Оформление уголка с обязательными рубриками:
сентябрь
педагог –
- положение о порядке обеспечения учащихся
библиотекарь
учебниками и учебными пособиями,
- правила пользования учебниками из фонда
библиотеки,
- список учебников по классам, по которому будет
осуществляться образовательный процесс в новом
учебном году
6. Работа с педагогическим коллективом
Формирование заказов на новую литературу
апрель-май педагогсовместно с педагогами
библиотекарь,
педагоги –
предметники
Составление совместно с ответственным за
апрель-май педагогорганизацию учебно-методического обеспечения
библиотекарь,
образовательного процесса сводного заказа на
руководители

учебники и учебные пособия, представление его на
утверждение директору
Информирование о новинках в области учебнопостоянно
методической, психолого-педагогической
литературы, об изменениях в фонде учебной
литературы
4 Подбор литературы в помощь педагогам для
постоянно
проведения родительских собраний, классных часов,
педсоветов, предоставление информационных
ресурсов для воспитательной работы
5 Отчетность о книгообеспеченности учебного
сентябрь
процесса по установленной форме
7.Работа с учащимися школы
1 Обслуживание учащихся школы согласно
постоянно
расписанию работы библиотеки
2 Просмотр читательских формуляров с целью
постоянно
выявления задолжников, информирование классных
руководителей
3 Проведение беседы с вновь записавшимися
по факту
читателями о правилах поведения в школьной
записи
библиотеке, о культуре чтения
4 Оформление стенда-рекомендации о правилах
октябрь
поведения в школьной библиотеке
5 Информирование классных руководителей о
постоянно
читательской активности учащихся их классов
6 Подготовка рекомендательных списков
постоянно
художественной литературы для различных
возрастных категорий учащихся
7 Организация наглядной пропаганды, информация
постоянно
для читателей о новых поступлениях в школьную
библиотеку (выставки, обзоры)
8 Акции среди учащихся: «Лучший читающий класс май
года, «Лучший читатель в классе».
постоянно
Пропаганда библиотечно-библиографических
знаний:
9 Проведение библиотечных уроков, бесед:
в течение
года
10 1 класс:
декабрьУрок № 1: «Первое посещение школьной
январь
библиотеки » (ознакомительная экскурсия).
Урок № 2: «Посвящение в читатели. Запись в
школьную библиотеку. Правила обращения с
книгой».
3

УМО
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагог –
библиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители

11 2 класс:
Урок № 1: «Роль и назначение школьной
библиотеки. Понятие об абонементе и читальном
зале. Расстановка книг на полках».
Урок № 2: «Строение книги. Элементы книг».
12 3 класс:
Урок № 1: «Структура книги. Подготовка к
самостоятельному выбору книг».
Урок № 2: «Говорящие обложки (самостоятельный
выбор книги в школьной библиотеке. Правила
чтения) ».
13 4 класс:
Урок № 1: «Твои первые словари, энциклопедии,
справочники».
Урок № 2: «История книги. Древнейшие
библиотеки».
14 5-6 классы:
Игра повторение: «Структура книги».

сентябрьдекабрь

педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители

сентябрьдекабрь

педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители

сентябрьдекабрь

педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители

сентябрьдекабрь

15 7-9 классы:
«Периодические издания, адресованные
подросткам». Художественная литература для
старших подростков. Основные жанры и виды:
библиографические очерки, повести, мемуары,
публицистические произведения».
16 9-11 классы :
«Техника интеллектуального труда. Методы работы с
информацией. Анализ художественной, научнопопулярной, учебной, справочной литературы».
8. Массовая работа
1 Оформление книжных выставок, стендов к
предметным неделям

январьфевраль

педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители
педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители

2

3
4
5

Ежемесячные выставки к юбилейным датам
известных отечественных и зарубежных писателей,
писателей-земляков, знаменательным и памятным
датам (согласно календарю знаменательных дат)
(Приложение № 1)
Выставки книг-юбиляров (Приложение № 2)
Тематические книжные полки «Читайте с
увлечением все эти приключения»
Организация выставки «Будьте здоровы», подбор

мартапрель

педагогбиблиотекарь,
кл.
руководители

по
предметны
м неделям
постоянно

педагогбиблиотекарь

постоянно

педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог -

постоянно
февраль

педагогбиблиотекарь

6
7
8
9

1
2
3

1

2

3

картотеки статей о здоровом образе жизни
Организация выставки «Здоровье планеты — твое
здоровье»
Организация выставки книг «Огненные версты
Победы» ко дню Победы.
Обзор статей газет и журналов

апрель
май
постоянно

Участие в праздновании знаменательных и памятных в течение
дат
года
9. Организационная работа
Участие в районных совещаниях, проводимых
постоянно
управлением образования
Участие в заседаниях районного методического
постоянно
объединения
Взаимодействие с библиотеками района
постоянно
10. Профессиональное развитие
Самообразование:
постоянно
 Изучение локальных актов, касающихся
работы,
 Постоянное изучение профессиональной
литературы и периодических изданий для
библиотекарей
Изучение и использование опыта лучших школьных постоянно
библиотекарей:
 Посещение семинаров
 Участие в работе тематических круглых столов
 Присутствие на открытых мероприятиях
 Индивидуальные консультации
 участие в конкурсах
Повышение квалификации

библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь
педагог библиотекарь

педагог библиотекарь

педагог библиотекарь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.