СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
(орган, с которым согласован документ)
Протокол от 07.07.2025 №7
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска
М.А. Романенко
приказ от 07.07.2025 №
(дата)
Положение
о рабочей программе учебных предметов, учебных курсов
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с правовыми нормативными
актами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» /ст. 12, 47/
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования»
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями, внесенными приказом Минпросвещения России
от 12.08.2022 г. №732)
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №371 «Об утверждении
федеральной образовательной программы среднего общего образования»
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 №372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования»
Приказ Минпросвещения России от 09.10.2024 №704 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования».
1.2. Положение определяет регламенты структуры, порядка разработки и утверждения
рабочей программы учебных предметов, учебных курсов (далее – рабочая программа).
1.3. Рабочая программа является компонентом основной образовательной программы
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Она определяет
содержание учебного предмета, учебного курса, объем (количество часов) в соответствии
с учебным планом и организацию учебной деятельности учащихся в целях достижения
планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения
основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
1.4. Рабочая программа учебных предметов предусматривает:
требования ФГОС к результатам освоения общеобразовательных программ
начального, основного и среднего общего образования;
учебный план, календарный учебный график;
учебно-методические материалы, учебники и учебные пособия;
рабочую программу воспитания;
Положение о рабочей программе учебных предметов, учебных курсов МБОУ СОШ
№10 г. Сальска.
1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:
соответствует всем разделам федеральной рабочей программы учебного предмета,
учебного курса;
является обязательной нормой выполнения учебного плана в полном объеме;
обеспечивает преемственность содержания и планируемых результатов
образования по учебному предмету на всех уровнях общего образования;
реализует принцип междисциплинарного подхода в содержании образования;
включает модули регионального содержания, этнокультурного компонента (по
возможности);
создает условия для реализации системно-деятельностного подхода, обеспечивая
освоение системы знаний по предмету в процессе собственной учебной
деятельности учащихся;
обеспечивает достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных
и предметных) каждым учащимся.
2. Порядок разработки рабочей программы
учебных предметов, учебных курсов
2.1. Рабочие программы учебных предметов:
начального общего образования «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Труд (технология)»;
основного общего образования «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины»,
«Труд (технология)»;
среднего общего образования «Русский язык», «Литература», «История»,
«Обществознание», «География», «Основы безопасности и защиты Родины»
в соответствии с п. 6.3. и 6.4. ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» не разрабатываются и реализуются в полном
объеме как Федеральные рабочие программы, размещенные на портале «Единое
содержание общего образования». МБОУ СОШ №10 г. Сальска включает данные
программы в основную образовательную программу начального общего, основного
общего и среднего общего образования с указанием ссылки на портал «Единое
содержание общего образования».
2.2. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, не указанные в п. 6.3. ст. 12
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
разрабатываются на основе федеральных рабочих программ ФООП с учетом учебнометодической литературы, обеспечивающей реализацию рабочих программ учебных
предметов обязательной части учебного плана. Основанием данного положения является
п. 6.4. ст. 12 и п. 3 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». Кроме этого, школа имеет право реализовать в полном объеме
федеральные рабочие программы учебных предметов, учебных курсов обязательной части
учебного плана, размещенные на портале «Единое содержание общего образования» и
указывать в основных образовательных программах ссылки на федеральные рабочие
программы учебных предметов.
2.3. Рабочая программа учебного предмета, учебного курса разрабатывается на срок
освоения программы в соответствии с количеством часов, отведенных в учебном плане
начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, с
использованием на добровольных основах электронного ресурса «Конструктор рабочих
программ», размещенного на портале «Единое содержание общего образования».
2.4. В соответствии с Приказом Рособрнадзора от 04.08.2023 г. № 1493 «Об утверждении
Требований к структуре официального сайта образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления
информации» методическим объединением учителей готовится аннотация к рабочим
программам и размещается на официальном сайте школы в разделе «Образование».
Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса включает:
название рабочей программы и уровень освоения: базовый или углубленный;
сроки освоения рабочей программы;
основания разработки рабочей программы: федеральные рабочие программы
учебных предметов, учебных курсов.
3. Структура рабочей программы
3.1. Структура рабочей программы учебного предмета, учебного курса в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования должна иметь обязательные
компоненты:
содержание учебного предмета, учебного курса;
планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса;
тематическое планирование с указанием:
количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета;
использования
цифровых
образовательных
ресурсов
в
виде
мультимедийных программ, электронных учебников, электронных библиотек,
виртуальных лабораторий.
календарно-тематическое планирование;
демоверсии заданий промежуточной аттестации.
3.2. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, имеющие статус
федеральной рабочей программы, представляются в электронном варианте на
официальном сайте МБОУ СОШ №10 г. Сальска в качестве ссылки на портал «Единое
содержание общего образования».
3.3. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности ООП НОО и ООО,
разработанных по ФГОС должны содержать указание на форму проведения занятий в
разделе «Содержание учебного курса».
3.4. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Отобразить учет рабочей программы воспитания необходимо:
оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы
воспитания».
3.5. Раздел «Содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля» разрабатывается в соответствии с федеральной рабочей
программой соответствующего предмета. В раздел включают:
краткую характеристику содержания предмета, курса или модуля по каждому
тематическому разделу с учетом требований ФГОС общего образования и
федеральной рабочей программы;
межпредметные связи учебного предмета, курса, модуля;
ключевые темы в их взаимосвязи;
преемственность по годам изучения (если актуально);
практические или лабораторные работы.
3.6. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса, модуля – это
распределенные по тематическим разделам учебные действия с предметным содержанием
и УУД, предусмотренные федеральной рабочей программой соответствующего предмета.
Раздел «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в
том
числе
внеурочной
деятельности),
учебного
модуля»
конкретизируют
соответствующий раздел ООП (по уровням общего образования) исходя из требований
ФГОС общего образования. Предметные и метапредметные результаты освоения
учебного предмета, курса, модуля подлежат оценке их достижения обучающимися в
рамках текущего, тематического контроля и(или) промежуточной аттестации.
В разделе кратко фиксируются:
проверяемые требования к предметным результатам освоения программы;
проверяемые элементы содержания программы;
перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным
результатам освоения основной образовательной программы начального общего,
основного общего или среднего общего образования;
проверяемые на ОГЭ (ЕГЭ) по учебному предмету требования к результатам
освоения основной образовательной программы основного общего или среднего
общего образования;
перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ (ЕГЭ) по учебному
предмету.
3.7. Раздел «Тематическое планирование» рабочих программ оформляется в виде
таблицы, состоящей из граф:
наименование разделов и тем, планируемых для освоения обучающимися;
количество академических часов, отводимых на освоение каждого раздела и
темы с указанием контрольных и практических работ;
электронные образовательные ресурсы.
Тематическое планирование рабочей программы является основой для создания
календарно-тематического планирования учебного предмета, курса, модуля на учебный
год.
3.8. Рабочая программа учебного предмета, размещенная в «Конструкторе рабочей
программы», включает раздел «Поурочное планирование», который разрабатывается
учителем на текущий учебный год в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №10 г.
Сальска и Календарным учебным графиком.
3.9. Учитель вправе внести изменения в поурочное планирование, которые касаются
последовательности в изучении тем, количества часов, отведенных на освоение
тематического раздела, при этом поурочное планирование на текущий учебный год
должно отражать содержание рабочей программы в полном объеме в соответствии с
федеральной рабочей программой учебного предмета.
3.10. Поурочное планирование (календарно-тематическое планирование) на текущий
учебный год включает:
наименование раздела/темы урока;
номер урока по порядку;
ход урока;
дата проведения урока по плану;
дата проведения урока фактически.
3.11. Поурочное планирование по учебным предметам, указанным в п. 6.3. ст. 12
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
разрабатывается учителем в соответствии с приказом Минпросвещения России от
09.10.2024 № 704.
4. Порядок реализации рабочей программы
4.1.Учитель несет ответственность за реализацию рабочей программы в полном объеме в
соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, за подготовку
учащихся.
4.2. Учитель вправе:
устанавливать последовательность изучения тем;
распределять учебный материал внутри тем;
определять время, отведенное на изучение темы;
выбирать методики и технологии обучения и воспитания;
подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
4.3. Учитель вправе самостоятельно вносить изменения в поурочное планирование по
текущим срокам освоения содержания рабочей программы в течение учебного года, не
нарушая общего количества часов, отведенных на освоение рабочей программы
утвержденным учебным планом и календарным учебным графиком.
4.4. Поурочное планирование согласовывается с заместителем директора МБОУ СОШ
№10 г. Сальска на основе рабочей программы учебного предмета, учебного курса и
основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего
общего образования.
4.5. Учитель самостоятельно определяет форму подготовки учебного занятия или блока
учебных занятий: план, технологическая карта, конспект, поурочный план, блочная схема,
опорный конспект, сценарий урока, модель учебного занятия и др.
4.6. Авторская рабочая программа учебного курса, разработанная учителем (группой
учителей), является компонентом части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений. Авторский или дополнительный учебный курс
разрабатывается в соответствии с пунктами 2.4. и 3.7. данного Положения.
4.7. Администрация МБОУ СОШ №10 г. Сальска осуществляет контроль реализации
рабочих программ учебных предметов, учебных курсов в соответствии с учебным планом,
расписанием учебных занятий, календарным учебным графиком на основе анализа
поурочного планирования (календарно-тематического планирования), классного журнала,
результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
5. ОФОРМЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Рабочая программа оформляется в электронном варианте.
5.2. Электронный вариант рабочей программы хранится в папке «Завуч» на локальном
диске и на сайте школе в разделе «Образование» как приложение к ООП
соответствующего
уровня
образования
(https://school10salsk.rostovschool.ru/sveden/education).
5.3. С целью включения в содержательный раздел ООП (по уровням общего образования)
перечня реализуемых рабочих программ разработчик рабочей программы готовит в
электронном виде аннотацию, где указывается:
название рабочей программы;
краткая характеристика программы;
срок, на который разработана рабочая программа;
список приложений к рабочей программе.
5.4. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом
Times New Roman, кегль 12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине,
поля со всех сторон — 1,3 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при
помощи средств Word, листы формата А4; таблицы встраиваются непосредственно в
текст. Тематическое и календарно-тематическое планирование представляются в виде
таблицы. Титульный лист рабочей программы не нумеруют.
6. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
6.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает
приказ о внесении изменений в основную образовательную программу в части
корректировки содержания рабочих программ.
6.2. Корректировка рабочей программы может быть осуществлена посредством:
укрупнения дидактических единиц;
сокращения часов на проверочные работы;
оптимизации домашних заданий;
вывода (на уровне среднего общего образования) части учебного материала на
самостоятельное изучение по теме с последующим контролем.
6.3. Не допускается уменьшение объема часов за счет полного исключения тематического
раздела из программы.
6.4. Корректировка рабочих программ проводится согласно срокам и порядку,
установленным в приказе руководителя о внесении изменений в ООП.
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей ………………….
__________ФИО руководителя
Протокол № 1 от
«____» августа 201___ г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ ФИО
«____»_августа_201___ г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ ФИО
Приказ № ___ от _________
«___» _____________ 201___ г.
Рабочая программа
по _____________
учебный курс, предмет, дисциплина (модуль)
________________________,
ФИО учителя
учителя ___________
предметная специализация
_____класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «____» августа 201___ г.
201____-201___ учебный год
Приложение 2
Тематическое планирование
№ п/п
Тема/раздел
Количество
академических часов,
отводимых на освоение
темы
Количество оценочных
процедур
ЭОР и ЦОР
Приложение 3
Календарно-тематическое планирование по ____________________ _____ класс ______ часов (________час. в неделю). (заполняется в таблице
Excel)
учебный предмет, курс
Тема раздела/ урока
№ урока
по
порядку
Ход урока (самостоятельная
работа, контрольная работа и
т.д.)
Дата проведения урока
по плану
Дата проведения урока
фактически