МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей естествознания
_________ Е.А. Ярошенко
Протокол № 1 от «28»
августа 2025
«Согласовано»
заместитель директора по
УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ М.А. Носачева
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________ М.А. Романенко
Приказ от 29.08.2025 №136
«28» августа 2025
Рабочая программа
Естественно – научная грамотность (химия)
8 класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на заседании педагогического совета школы
протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
Рабочая программа по естественно – научной грамотности на уровень
основного общего образования
(для 8 - х классов)
Пояснительная записка
Рабочая программа по естественно – научной грамотности на уровень основного общего
образования для обучающихся 8-х классов МБОУ СОШ №10 г. Сальска разработана в
соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 09.10.2024 № 704 «О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации,
касающиеся федеральных образовательных программ начального общего
образования, основного общего образования и среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам — образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
 Концепции преподавания учебного предмета «Химия»;
 Концепции экологического образования в системе общего образования;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ
СОШ №10 г. Сальска от 29.08.2025 № 136;
 федеральной рабочей программы по учебным предметам «Химия» и «География».
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в
федеральной рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МБОУ
СОШ №10 г. Сальска.
Программа по учебному курсу «Естественно-научная грамотность» на уровне основного
общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, а также на основе федеральной рабочей программы воспитания и с учѐтом
концепции преподавания учебного предмета «Химия» и «География» в образовательных
организациях Российской Федерации.
Актуальность данного курса определяется необходимостью поддержки обучения
учащихся основам функциональной грамотности, направленного на подготовку учащихся
к выбору будущей профессии и жизни в современном обществе. Содержание курса
является конвергентно ориентированным и обеспечивает формирование компетенций,
необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху высокоразвитой науки и
современных технологий. Учебно-методическое обеспечение курса включает рабочую
программу курса и учебное пособие для обучающихся. Рабочая программа устанавливает
обязательное предметное содержание, предлагает тематическое планирование с учѐтом
логики учебного процесса, определяет планируемые результаты освоения курса на уровне
основного общего образования. В соответствии с системно-деятельностным подходом
реализация данной программы предполагает использование современных методов
обучения и разнообразных форм организации образовательного процесса: круглый стол,
семинары, практические работы, учебное исследование, самостоятельная работа с
первоисточниками, лекция, конференция и др.; возможно выполнение индивидуальных
исследований и проектов. Достижение планируемых результатов оценивается как
«зачтено/не зачтено».
Цели курса:
- формирование научной картины мира; развитие познавательных интересов и
метапредметных компетенций обучающихся через практическую деятельность;
расширение, углубление и обобщение знаний из области естественных наук;
формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности в области
естественных наук.
Задачи курса:
- углубить знания учащихся в области естественно-научных предметов;
- сформировать умение применять соответствующие естественнонаучные знания для
объяснения явления;
- сформировать умение распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и
представления;
- сформировать умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса
или явления;
- сформировать умение объяснять принцип действия технического устройства или
технологии;
- сформировать умение распознавать и формулировать цель данного исследования;
- сформировать умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного
вопроса;
- сформировать умение выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их
проверки;
- сформировать умение описывать и оценивать способы, которые используют учѐные,
чтобы обеспечить надѐжность данных и достоверность объяснений;
- сформировать умение анализировать, интерпретировать данные и делать
соответствующие выводы;
- сформировать умение преобразовывать одну форму представления данных в другую;
- сформировать умение распознавать допущения, доказательства и рассуждения в
научных текстах;
- сформировать умение оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из
различных источников.
На изучение «Естественно - научной грамотности (химия)» в 8-м классе учебным планом
отводится 1 час в неделю, всего 32 часа.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с учебным планом в форме
контрольной работы, согласно графику.
Форма аттестации: зачѐт/незачѐт.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются
в ходе обучения химии в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии
с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе, в
том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимания значения химической науки в жизни современного общества,
способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях
мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве
мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе,
коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно - исследовательской,
творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических
экспериментов, создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своѐ
поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учѐтом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие
современному уровню развития науки и составляющие основу для понимания сущности
научной картины мира, представления об основных закономерностях
развития природы взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании
этих закономерностей; познавательные мотивы, направленные на получение новых
знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений,
познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными
техническими средствами информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, проектной и исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на
здоровый образ жизни, осознание последствий и неприятие вредных привычек
(употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду
и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории продолжения
образования с учѐтом личностных интересов и способности к химии, общественных
интересов и потребностей, успешной профессиональной деятельности и развития
необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе
еѐ существования, понимание ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами,
а также в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач,
связанных с окружающей природной средой, для повышения уровня экологической
культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения
посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметные результаты
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования
мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип, гипотеза, факт, система,
процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о
целостной научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование готовности к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приѐмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать
смысл химических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать
взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных
фактов и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических
веществ и химических реакций устанавливать причинно-следственные связи между
объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), делать выводы и заключения; умение применять в процессе познания понятия
(предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в
химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления –
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение химической
реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учѐтом этих модельных
представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов –
химических веществ и химических реакций, выявлять общие закономерности, причинноследственные связи и противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в
качестве основы для формирования гипотезы по проверке правильности высказываемых
суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических
экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его
результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного опыта,
исследования, составлять отчѐт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления, получаемую из разных источников (научно-популярная литература
химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и
соответствующих данных, необходимых для выполнения учебных и познавательных задач
определѐнного типа, приобретение опыта в области использования информационнокоммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных
поисковых систем, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской
деятельности информацию о влиянии промышленности, сельского хозяйства и транспорта
на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой
темы, формулировать свои предложения относительно выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и
письменных текстах; делать презентацию результатов выполнения химического
эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию свойств
веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и
исследовательской деятельности при решении возникающих проблем на основе учѐта
общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять,
контролировать и при необходимости корректировать свою деятельность, выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при
выполнении заданий с учѐтом получения новых знаний об изучаемых объектах –
веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
Предметные результаты
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной федеральной рабочей программой, выделяют: освоенные
обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для
предметной области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать
сформированность у обучающихся умений:
- раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула,
ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции, моль, молярный объѐм, раствор, электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая
решѐтка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической реакции, предельно
допустимая концентрация ПДК вещества;
- иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия
при описании веществ и их превращений;
- использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений
химических реакций;
- определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава, принадлежность веществ к определѐнному классу соединений по
формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических
соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в водных растворах
неорганических соединений, тип кристаллической решѐтки конкретного вещества;
- раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их
по электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении свойств элементов
и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учѐтом строения их
атомов;
- классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции
(по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов);
- характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и
сложных веществ, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций;
- составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полные
и сокращѐнные уравнения реакций ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих
существование генетической связи между веществами различных классов;
- раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
- прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности
протекания химических превращений в различных условиях;
- вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю
химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе,
проводить расчѐты по уравнению химической реакции;
- соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а
также правила обращения с веществами в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных веществ
(аммиака и углекислого газа);
- проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путѐм хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
- применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение,
обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения
свойств веществ и химических реакций, естественно-научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Введение в естественнонаучную грамотность
Химия полезна или вредна - введение
Возникновение химии как науки. Почетное место химии среди других наук.
Раздел 2. Физические и химические превращения
Химические реакции
Химическая реакция и еѐ признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения,
обмена).
Тепловые явления
Особенности протекания тепловых явлений.
Строение вещества.
Раздел 3. Характеристика веществ
Пища.
Ее химический состав. Калорийность пищи. Органические и неорганические вещества.
Белки
Польза и вред полиэтилена.
Состав белков, структура белков, функции белков, содержание в организме. Продукты, в
которых содержится белок. Суточная потребность для 13-14 –летнего возраста.
Определение белка в рыбном бульоне, хлебе, яйце.
Углеводы
Состав углеводов; глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал; их функции. Содержание в
организме, в продуктах питания. Суточная потребность.
Определение глюкозы в яблочном соке.
Обнаружение крахмала в хлебе и картофеле.
Жиры.
Состав, функции, содержание в организме продукты в которых содержится, суточная
потребность. Обнаружение жиров в семечке.
Минеральные вещества.
Натрий, калий, кальций фосфор мягкий, железо, йод, фтор, селен, цинк. Реакция
организма на недостаток и переизбыток веществ. Наименование продуктов с высоким
содержанием веществ.
Приготовление порошка из куриной скорлупы и действие на него соляной кислотой.
Пищевые красители.
Пищевые красители с содержанием канцерогенных веществ. Применение пищевых
красителей в пищевой промышленности, отрицательное действие их на организм
человека. Приготовление натуральных пищевых красителей.
Раздел 4. Заключение
Итоговое занятие
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование раздела
1.
Раздел 1. Введение в естественнонаучную грамотность
2.
Раздел 2. Физические и химические превращения
3.
Раздел 3. Характеристика веществ
4.
Раздел 4. Заключение
Итого
Кол-во часов
2
7
24
1
34