Рабочая программа курса Введение в информатику 5-6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА

«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей математики,физики,
информатики
_______________

«Согласовано»
заместитель директора по
УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ М.А. Носачева

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________ М.А. Романенко
Приказ от 29.08.2025 № 136

Протокол № 1
от «28 » августа 2025

«28» августа 2025

Рабочая программа
курса «Введение в информатику»
5-6 класс

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на
заседании педагогического совета школы
протокол № 1 от «29» августа 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Введение в информатику» разработана на основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 учебного плана среднего общего образования, утвержденного приказом МБОУ СОШ №10 г.
Сальска от 29.08.2025 № 136;
 авторской программы по информатике А.Л. Семѐнова, Т.А. Рудченко для 5-6 классов.
Данная программа ориентирована на преподавание информатики по курсу «Введение в
информатику. 5—6 классы», созданному авторами А. Л. Семеновым, Т. А. Рудченко. В ней учтено,
что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом
начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность,
достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе начиная с 5 класса они обобщают
и закрепляют полученные навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех
предметов. Современные дети растут в условиях информационной цивилизации. Среди задач,
которые изо дня в день приходится решать в наше время человеку, доля информационных задач
очень велика. Поэтому успешная ориентация человека в современном мире напрямую связана с
умением работать с информацией. Такая ситуация, с одной стороны, вызвана необходимостью
осваивать все новые технические средства. С другой стороны, особенности развития современного
общества порождают повышение требований к специалистам самых разных отраслей. При этом
наиболее востребованными оказываются специалисты, не просто обладающие определенным
багажом знаний, но и способные легко усваивать новые знания, то есть обрабатывать,
структурировать и создавать информацию. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает
информационная культура. Это понятие находится в ряду таких понятий, как художественная
культура, культура поведения и т. п. Информационная культура — это система общих знаний,
представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно
строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте,
воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом. Для школьников
приобретение информационной культуры является действительно очень актуальным, поскольку они
по роду своей деятельности постоянно вынуждены усваивать, хранить, обрабатывать и передавать
значительные объемы информации.
Выделение в качестве основной задачи изучения информатики в школе формирования
информационной культуры ведет к изменению приоритетов в обучении этому предмету, в том числе
и в среднем звене:

• Выходит на первый план обучение детей общим приемам и способам работы с информационными
объектами, распознаванию и построению различного рода информационных моделей, а также
знакомство с универсальными информационными структурами.
• Повышается удельный вес изучения прикладных аспектов информатики и информационных
технологий: информационные знания и умения применяются к задачам из различных учебных
дисциплин, а также к практическим задачам, что не только укрепляет межпредметные связи, но и
способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
• При изучении информационных технологий основной задачей становится знакомство с общими
принципами работы и возможностями средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ), знакомство с основными информационными объектами (текст, графика, таблица, звук и пр.).
При этом объем конкретных знаний, связанных с осваиваемыми ИКТ, заметно сокращается. В том
числе происходит отказ от обязательного освоения школьниками сред и языков профессионального
программирования.
• Расширяется изложение вопросов социальной информатики (этические, экологические и правовые
вопросы работы с информацией). Задачи курса и связи с другими предметными областями
Перечисленные тенденции были учтены авторами Семеновым А. Л., Рудченко Т. А. при создании
курса «Введение в информатику. 5—6 классы». Цель этого курса — дать учащимся знания, умения и
навыки, лежащие в основе информационной культуры.
Изучение курса позволяет расширить и углубить сформированные в рамках начальной школы три
основных навыка, составляющие традиционное содержание понятия «грамотность»: чтение, письмо
и счѐт. С точки зрения информатики чтение рассматривается не просто как навык, но как умение
активного поиска, восприятия и анализа всех видов информации. Письмо рассматривается в общем
смысле как создание информационных объектов различных типов, установление связей между
различными информационными объектами, организация информационных объектов в
соответствующие информационные структуры. Счет предполагает вообще оценку числовых
параметров информационных объектов и процессов, анализ их логической структуры и
представление в графических и телесных моделях. Таким образом, данный курс способствует
формированию грамотности нового уровня или новой грамотности.
Новая грамотность — сочетание осваиваемых детьми основных логико-вычислительных,
лингвистических и коммуникативных навыков, умения работать с определенными материалами,
орудиями умственного и физического труда, способности выполнять операции и процедуры. Таким
образом, новая грамотность служит основой последующих этапов обучения. В соответствии с
изложенными общими целями авторы ставят следующие задачи изучения информатики в средней
школе — научить ребят:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• работать с различными видами представлений информации (текст, рисунок, таблица, схема и т. п.),
переходить от одного представления информации к другому;
• ориентироваться в потоке информации: просматривать, искать необходимые сведения;
• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения; сопоставлять результат с
условиями, грамотно осуществлять проверку своего решения;
• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и
корректировать планы;
• анализировать языковые объекты;
• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности;
• видеть в практических и учебных задачах их информационную природу; уметь представлять
процесс в соответствующей информационной модели;

• знать отличительные особенности основных информационных структур, уметь использовать их для
решения поставленных задач;
• использовать различные информационные методы для решения учебных и практических задач
(группировка, упорядочение, перебор и др.);
• структурировать и передавать информацию, в том числе грамотно представлять письменный ответ
и готовить выступление на заданную тему.
Характерно, что в связи с изменением места и роли образовательной области «Информатика» в
школе меняются не только образовательные технологии, но и сама структура предметных областей.
Постепенно информатика, бывшая некогда периферийной дисциплиной, становится важным
компонентом современного образования. Изучение курса «Введение в информатику. 5—6 классы»
А. Л. Семенова и Т. А. Рудченко поддерживает другие дисциплины, способствует общему развитию
детей и их умению ориентироваться в окружающем мире.
Поддержка других учебных дисциплин происходит на трех уровнях: содержательном,
методологическом и общеучебном. Частью содержания курса является изучение основных видов и
свойств информационных структур. Эти структуры, являясь универсальными, находят свое
отражение практически во всех учебных дисциплинах. Изучение их особенностей и свойств
облегчает изучение соответствующих предметных понятий, способствует установлению
межпредметных связей и переносу детьми полученных знаний на новые объекты. Авторы считают,
что изучение курса параллельно с основными курсами математики и русского языка позволяет
существенно повысить качество освоения основного содержания этих курсов. На методологическом
уровне поддержка практически всех курсов средней школы происходит за счет формирования у
учащихся еще одной, «информатической» точки зрения. В результате дети начинают видеть
информационную структуру процессов, понимать логику изложения каждой дисциплины, в том
числе понимать универсальность полученных ими информационных знаний и умений. Таким
образом, ребята учатся применять
приемы и методы, полученные при работе с курсом информатики к информации любого рода,
переходить к информационной модели соответствующего вида. Кроме того, работа с материалами
курса стимулирует активное развитие мыслительных и коммуникативных способностей учащихся.
Одной из важных целей курса является также пропедевтическое введение математических понятий,
которые лежат в основе курсов математики средней и старшей школы.
Место предмета в учебном плане
Курс А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко «Введение в информатику. 5—6 классы» рассчитан на два года
обучения по 34 часа в год. Если оснащенность школы позволяет, можно сочетать изучение
информатики в рамках этого курса с практическими занятиями по информационным технологиям.
Эти занятия также могут проводиться до 34 часов в год. В случае если оснащенность школы
позволяет учащимся посещать компьютерный класс, а плотность расписания не дает возможности
проводить больше одного урока информатики в неделю (34 часа в год), можно организовать уроки
смешанного типа. В таком случае часть урока ребята могут изучать теоретическую информатику, а
остальное время работать за компьютером. При таком типе уроков время для изучения
теоретической части можно экономить за счет проведения уроков, интегрированных с другими
предметами.
Комплект учебных материалов
В материалы курса «Введение в информатику. 5—6 классы» входят:
учебник «Информатика. 5 класс»;
учебник «Информатика. 6 класс»;
тетрадь проектов «Информатика. 5 класс», тетрадь проектов «Информатика. 6 класс» - по желанию
учащихся;

методическое пособие для учителя «Информатика. 5 класс», методическое пособие для учителя
«Информатика. 6 класс» - электронная версия;
Компьютерный практикум на базе системы КуМир;
Учебники содержат страницы, где даются описания и определения понятий — листы определений
— и задания. Страницы с заданиями содержат задачи по темам, представленным на листах
определений. Блоки задач не всегда однородны: часто встречаются задачи на повторение и
обобщение, многие задачи — комплексные, использующие большинство уже пройденных тем.
Организация учебного процесса
Авторские идеи, заложенные в основу курса, требуют не только иного материала для своего
воплощения, но и иной организации урока. Основная модель урока курса — это самостоятельная
работа учащегося с учебником, изучение им листов определений и дальнейшее решение задач.
Приветствуется обращение учащегося к учителю за индивидуальной помощью-консультацией в
сложных ситуациях. Такая модель урока поддерживается спецификой учебника, который содержит
полную информацию, необходимую для решения любой задачи курса. Роль учителя при этом
состоит в том, что он индивидуально обсуждает ход решения той или иной задачи с теми
учащимися, которые столкнулись с трудностями, просматривает решения задач и комментирует их.
Кроме того, задача учителя состоит в правильной организации обсуждения по итогам решения, в
организации проектной деятельности внутри какой-либо темы или задания, в умении вовремя
подхватить и развить инициативу учащихся по расширению и углублению разбираемого задания.
Такая организация урока позволяет детям учиться и развивать свои способности более охотно и
эффективно, чем при традиционной форме проведения уроков. Построение учебника ориентировано
именно на такую модель урока. Многие новые понятия вводятся при помощи графических
примеров, простых и понятных детям. При этом курс не теряет ни логической четкости, ни
математической точности. Листы определений и формулировки заданий учебника не допускают
неопределенности, неоднозначности и одинаково понимаются всеми учениками и учителем — все
участники учебного процесса «играют по общим правилам». Это является условием успешной
самостоятельной работы ученика с курсом, а также результативности помощи учителя и, при
необходимости, родителей. Наряду с самостоятельной работой учащихся, важным видом учебной
деятельности является групповое обсуждение, в котором фигурирует заданный кем-то вопрос,
неожиданный способ решения, или трудность, с которой столкнулся кто-то из детей. Учитель
старается вовлечь в такое обсуждение наибольшее число детей. Безусловно, некоторое время на
уроке может быть посвящено и более традиционной модели работы — объяснению учителя.
Важной составляющей курса являются проектные уроки. Проектная деятельность отличается от
обычного урока как постановкой целей, так и организацией. В отличие от задач в учебнике, в
которых новая информация вводится последовательно и систематически и соответственно
формируется новое знание, проекты обычно представляют собой выход в реальный мир, включают
большой объем новой информации, целостную деятельность. При этом в работе с проектом,
естественно, используются уже приобретенные знания и мотивируется приобретение новых знаний.
Работа с проектами подразумевает также развитие различных коммуникативных навыков, поскольку
в основном она выполняется по группам. Групповая проектная работа учащихся может иметь самые
разнообразные воплощения в зависимости от конкретной задачи для каждого проекта.
Основные принципы построения курса
В основу построения курса положен следующий ряд принципов:
• ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником,
• использование человеческих языков как основной области реальных приложений информационных
конструкций,

• интерпретация всего спектра понятий современной информатики в графических и телесных
моделях.
Представление о правилах игры, явных и неявных, существенно для работы в классе. И создатели
курса (математики и лингвисты), и учителя, и дети, работающие с учебником, — все играют по
одним и тем же правилам, правилам математики и информатики. Ведь гроссмейстер выигрывает
партию у любителя не потому, что его «назначили» гроссмейстером, — правда в шахматах для всех
одна. Задача, которую авторы ставят с первых уроков перед учителем и детьми, — договориться о
правилах игры, т. е. правилах, принципах, законах совместной деятельности. Во всем курсе
необходимо ясное и явное понимание этих правил детьми. Такие правила часто считаются в школе
самоочевидными и потому несущественными, при этом иногда служат причиной учебной
неуспешности. Понимание ребенком того, что значит правильно или неправильно решенная задача,
— важнейший элемент всего учебного процесса. Авторы стараются как можно более ясно и явно
формулировать все условия и ограничения каждой задачи. Суждение о том, правильно решена
задача или нет, в равной степени должно быть доступно и ребенку, и учителю. Сравнение
математики с игрой по формальным правилам и построение философии математики на этой основе
принадлежит Давиду Гильберту, одному из крупнейших математиков конца XIX — начала XX
века.В информатическом контексте такое сравнение особенно плодотворно — конечно, не в связи с
компьютерными играми, а в связи с общим стилем взаимодействия человека с компьютером, когда
компьютер действует по правилам, не воспринимая обширного и не всегда четкого окружения, в
котором живет человек.
Планируемые результаты освоения курса
Учащиеся должны знать:
• правила работы с учебником (листами определений и задачами), правила работы в проектах,
правила работы с компьютером и периферийными устройствами;
• основные свойства базисных объектов: бусин, букв, цифр, фигурок, многоугольников на сетке;
• понятие «множество» и связанные с ним понятия: подмножество, пустое множество, одинаковые
множества, объединение, пересечение множеств;
• понятие «последовательность» и связанные с ним понятия: длина последовательности, одинаковые
последовательности, пустая последовательность;
• способы сортировки и упорядочения объектов, правило лексикографического порядка расстановки
слов в словаре, правило упорядочения слов в обратном словаре;
• понятие «дерево» и связанные с ним понятия: следующие элементы, предыдущий элемент, дети и
родители; листья, уровни, последовательности из дерева;
• основные понятия, касающиеся игр с полной информацией: правила игры, ход игры, позиция игры,
результат игры: выигрыш, проигрыш, ничья, выигрышная и проигрышная позиции, выигрышная
стратегия, равновесная (симметричная) выигрышная стратегия;
• понятие «шифрование» и связанные с ним понятия: код, шифр, шифровальная таблица,
расшифровка;
• предусмотренные курсом общие сведения об исполнителях и алгоритмах.
• предусмотренные курсом общие сведения об информационных процессах в биологии.
Учащиеся должны уметь:
• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
• самостоятельно проверять соответствие результата выполнения задачи поставленному условию;
• определять одинаковость и различность базисных объектов (бусин, фигурок, букв, цифр,
многоугольников на сетке);

• определять одинаковость и различность базисных структур курса (множеств,
последовательностей);
• использовать имя объекта и различать имя объекта и его значения;
• выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, выделение части, построение
всех
подмножеств;
• использовать понятия, связанные с порядком следования членов последовательности:
«следующий»,
«предыдущий», «перед каждым», «после каждого», «третий после», «второй перед» и др.;
• определять значения истинности утверждения для данного объекта;
• строить последовательности, удовлетворяющие некоторому набору условий, в том числе
индуктивному описанию;
• находить площадь любого многоугольника на сетке;
• строить дерево по его описанию, в том числе дерево вычисления значения выражения, дерево
классификации, дерево перебора вариантов, дерево перебора подмножеств и др.;
• использовать деревья для решения задач, иметь представление о переборе вариантов по дереву,
построении дерева всех слов данной длины из букв данного множества;
• сортировать и упорядочивать объекты по различным признакам, располагать слова в
лексикографическом (словарном) порядке, в порядке обратного словаря;
• использовать различные методы сортировки, включая алгоритм сортировки слиянием, для
сортировки
чисел и слов по различным правилам;
• использовать метод половинного деления для решения предметных и практических задач;
• строить и использовать выигрышные стратегии в простых играх с полной информацией, в том
числе симметричные выигрышные стратегии;
• использовать метод разбиения задачи на подзадачи, в том числе для организации ее дальнейшего
коллективного решения;
• составлять систему команд формального исполнителя для решения поставленной задачи (простые
случаи);
• составлять, выполнять и анализировать простые линейные алгоритмы для исполнителей Водолей,
Перевозчик, Удвоитель, Робот, Кузнечик и др. — в тетради и в среде Кумир на компьютере;
• составлять, выполнять и анализировать алгоритмы, включающие вспомогательные алгоритмы,
цикл «N раз», цикл «пока» для исполнителей Водолей, Удвоитель, Робот, Кузнечик и др. — в
тетради и в среде Кумир на компьютере;
• использовать в алгоритмах простые и составные условия, составленные при помощи слов «и»,
«или», «не»; строить, выполнять и анализировать алгоритмы, включающие конструкции «если»,
«если — то» с простыми и составными условиями для исполнителей Водолей, Робот, Кузнечик и др.
— в тетради и в среде КуМир на компьютере;
• оценивать возможность выполнения исполнителем заданного алгоритма или совокупности
алгоритмов в заданной обстановке из заданной начальной позиции;
• с использованием компьютера: создавать и оформлять тексты в текстовом редакторе, создавать
презентации, создавать мультипликации (работая в группе), редактировать и монтировать аудио- и
видеоматериалы.
Содержание курса
В курсе используется система базовых понятий современной информатики и математики, в
наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в старшей школе и в вузе.
Центральной научной идеей курса «Информатика. 5−6 классы» является идея дискретизации —

знакомство школьников с дискретными структурами и дискретными процессами, началами
алгоритмики.
Объекты Основные объекты курса дают возможность описать или смоделировать наибольшее число
информационных процессов, протекающих в различных науках и в реальной жизни. При этом в
курсе представлены объекты разной степени сложности. Наиболее простые объекты — бусины. Они
обладают всего двумя характеристиками — формой и цветом. При этом каждое из свойств всегда
принимает одно из конечного набора значений (3 формы и 6 цветов). Таким образом, понятие
«бусина» и все связанные с ним понятия можно определить формально и исчерпывающе. В этом
плане понятие «бусина» является искусственным, однако очень полезным для обучения.
Буквы и цифры — элементарные объекты, которые используются при построении многих наук,
включая собственно информатику. Поэтому авторы считают необходимым ввести их в число
основных объектов курса, несмотря на то что определение их характеристических свойств не всегда
возможно выполнить формально и оно имеет целый ряд тонкостей. Например, для букв и цифр
сложно определить формально понятие одинаковости. Однако эти объекты оказываются
незаменимыми при анализе языковых и математических структур.
Фигурки — еще один вид элементов курса, это любое изображение одного предмета, животного,
человека, фрукта, знака и др.
Наконец, в числе основных объектов вводятся многоугольники на сетке как пример геометрических
дискретных объектов: длины отрезков, лежащих на линиях сетки, целочисленны, площадь любого
многоугольника на сетке равна целому числу или числу с половиной.
Дискретные структуры
В курсе 5−6 класса представлены дискретные структуры трех наиболее часто встречающихся в
различных областях науки и жизни видов: неупорядоченные, упорядоченные, ветвящиеся.
Изучаемые структуры различаются способом взаимосвязи составляющих их элементов. Самая
простая по внутренней организации структура, изучаемая в курсе — конечное множество.
Последовательность — дискретная конечная структура, имеющая одномерный (линейный) порядок
элементов. Таким образом, последовательность определяют не только составляющие ее элементы,
но и порядок их следования. Граф и дерево (направленный граф) — ветвящиеся структуры,
изучаемые в курсе. Понятие графа (и в частом случае дерева) широко используется во многих
областях математики и информатики, например, как инструмент при вычислениях, как удобный
способ хранения данных, способ сортировки или поиска данных.
Дискретные процессы
Большая часть материала 5−6 класса так или иначе связана с дискретными процессами. Авторы
наиболее подробно постарались остановиться на процессах, поддающихся полному описанию: тех, в
которых известны исходные данные (начальная позиция), возможные шаги (операции, действия,
ходы) и определен результат. Так, анализируя процесс игры с полной информацией для двух
игроков, мы получаем ветвящуюся структуру — дерево, ведь после каждого хода противника у
игрока чаще всего имеется несколько вариантов ходов. Таким образом, при анализе дискретных
процессов используются свойства изученных дискретных структур. Наиболее наглядно и полно
дискретные процессы рассматриваются на материале различных формальных исполнителей.
Рассмотренные в курсе структуры и типы процессов имеют место во всех областях науки и жизни,
где так или иначе проявляются информационные процессы. Таким образом, они являются
общенаучными и входят в ядро современного образования как база для изучения практически всех
школьных дисциплин и основа для установления межпредметных связей. Именно поэтому в данном
курсе рассматриваются вопросы, находящиеся на стыке информатики с математикой, языком,
биологией, теорией игр и др. Одним из примеров этого являются информационные процессы в
биологии, обсуждению которых в курсе отведено несколько часов. Отметим, что приемы и методы

решения информационных задач во многих случаях также являются универсальными и имеют
общенаучную ценность. Поэтому в курс включены задачи из различных областей знания, которые
допускают применение изученных в курсе методов (метода перебора полного и систематического,
метода проб и ошибок, разбиения задач на подзадачи, метода деления пополам и др.) и приемов
работы с информацией (сортировка, упорядочение, использование различных способов выделения
объектов, построение дерева или таблицы, пошаговое представление процесса и т. д.). Так в данном
курсе дети встречаются с задачами, которые традиционно считаются сугубо математическими,
языковыми или биологическими, для решения которых удобно, например, построить дерево,
составить систему команд формального исполнителя или даже построить выигрышную стратегию.
Тематической планирование, 5 класс:
Основное
содержание по
темам
Элементы
Многоугольники на
сетке

Количество Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на
часов
уровне учебных действий)
1
3

Множество

4

Последовательность

2

Утверждения

2

Дерево

3

Составление
шрутов

мар-

2

Поиск одинаковых и разных элементов (бусины, фигурки, цифры, буквы
русского и латинского алфавитов).
Поиск одинаковых и разных многоугольников на сетке (многоугольники,
вершины которых располагаются в узлах прямоугольной сетки).
Находить площадь многоугольника на сетке и прямоугольного
треугольника на сетке в единичных квадратах.
Изучение понятий «множество» (набор любых объектов), «элементы
множества», «пустое множество», «подмножество».
Поиск одинаковых и разных множеств. Применение понятия «все
разные» применительно к множеству. Выполнение операций над
множествами (объединение, пересечение множеств).
Изучение понятий «последовательность», «члены последовательности»,
«длина последовательности», «пустая последовательность».
Поиск одинаковых и разных последовательностей.
Применение понятий, связанных с нумерацией элементов от конца и от
любого элемента последовательности: «третий с конца», «второй
элемент перед», «четвертый элемент после» и т. д.
Применение понятий «перед» и «после» для членов последовательности.
Определение истинности утверждений: истинные и ложные
утверждения; утверждения с неизвестным значением истинности;
утверждения, не имеющие смысла для данной последовательности.
Изучение понятий, связанных с расположением элементов дерева:
элементы первого уровня, листья, следующие элементы, предыдущий
элемент; дети и родители; уровни дерева, высота дерева;
последовательность из дерева, все последовательности из дерева.
Выполнение заданий на построение дерева, последовательностей из
дерева.
Определение истинности утверждений применительно к дереву.
Построение дерева по данным утверждениям.
Выполнение проекта «Арбатские переулки» — составление различных
маршрутов и поиск наиболее короткого пешего маршрута.
Решение задач на формальное пошаговое описание маршрутов движения
по городу. Решение задач по схеме метрополитена.

Исполнители

7

Алгоритм

2

Компьютерные
проекты

5

Контроль,
повторение, резерв
учителя

3

Изучение работы исполнителей: Водолей, Перевозчик, Удвоитель,
Кузнечик, Робот.
Описывать систему команд исполнителя.
Описывать работу исполнителя по данной системе команд.
Выполнение проекта «Забавное стихотворение», в ходе которого дети в
занимательной и доступной форме знакомятся с различными
алгоритмическими конструкциями; строят бумажный компьютер,
который, «выполняя» программу, сочиняет множество смешных
стихотворений.
Изучение школьного (учебного) Алгоритмического Языка — учебного
языка программирования. Изучение понятий , связанных с составлением
и исполнением алгоритмов: имя, заголовок и тело алгоритма, служебные
слова, исполнение алгоритма.
Знакомство с возможными ошибками в алгоритмах, с поведением
исполнителя при ошибке в алгоритме.
Проект «Собираем рецепты и готовим из яблок» − работа в текстовом
редакторе и форуме.
Проект «Наблюдаем за осенней природой» − работа над созданием
презентации. Проект «МультиПравила дорожного движения» − работа с
мультипликацией.

6 класс (34 часа):
Основное
содержание по
темам
Сортировка

Дерево

Количество
часов

Характеристика основных видов учебной деятельности ученика (на
уровне учебных действий)

5

Изучение понятия «сортировка» (упорядочение и классификация).
Знакомство с методами сортировки. Выполнение упорядочения слов в
алфавитном порядке (русский и латинский алфавиты), в порядке обратного
словаря.
Выполнение проекта «Сортировки» — сортировка большого массива слов
в алфавитном порядке. Освоение метода разбиения задачи на подзадачи в
ходе групповой работы. Знакомство с различными способами слияния
нескольких упорядоченных массивов в один: складывание стопок по
алфавиту, последовательное слияние стопок постепенно увеличивающейся
длины по две, одновременное слияние всех стопок с использованием
сортировочного дерева.
Изучение дерева сортировки, дерева перебора вариантов, дерева перебора
подмножеств. Применение деревьев к решению задач: дерево вычисления
значения выражения, дерево всех слов данной длины, родословное дерево,
дерево перебора вариантов, дерево перебора всех подмножеств множества,
поиск кратчайшего пути — полный перебор всех путей и пр.

4

Игры

6

Исполнители и
алгоритмы

10

Шифрование
(биоинформатика)

3

Компьютерный
проект
Контроль,
повторение,
резерв учителя

2
4

Изучение игр для двух игроков с полной информацией. Проведение
круговых турниров с заполнением турнирных таблиц. Изучение понятий:
правила игры, ход игры, позиция игры, начальная и заключительная
позиции, последовательности позиций игры. Формальное описание
знакомых игр с помощью этих понятий. Изучение понятий выигрышной и
проигрышной позиции, выигрышной стратегии.
Построение выигрышных стратегий для игр при помощи полного
исследования позиций игры. Построение равновесных (симметричных)
стратегий, доказательство выигрышности стратегии. Выполнение проекта
«Метод половинного деления» — знакомство с методом половинного
деления и его применением для угадывания элемента, описание алгоритма
угадывания элемента за наименьшее число шагов. Применение метода
половинного деления к решению задач.
Анализ состояния исполнителя и составление алгоритмов. Применение
вспомогательного алгоритма. Составление и анализ алгоритмов с
использованием циклов «N раз», «пока», с составными условиями.
Изучение кодирования информации в молекулах ДНК. Изучение понятий:
шифр, код, расшифровка, шифровальная таблица. Решение задач на
шифрование и расшифровку. Изучение особенностей биологического
шифрования — сдвиг рамки считывания, неоднозначность шифра, двойное
шифрование. Сравнение цепочек белков — выравнивание биологических
последовательностей.
Пошаговое превращение одной последовательности в другую.
Решение задач на поиск превращения минимальной стоимости.
Проект «С видеокамерой в руках…» − работа с аудио- и видеоматериалами.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».