Рабочая программа по истории 8 классы

«Согласовано»
Руководитель МО
учителей естествознания
и обществознания
__________Е.А. Ярошенко

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________М.А.Носачева

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________М.А. Романенко

«28» августа 2025 г.

Приказ от 29.08.2025г. № 136

Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.

Рабочая программа

по истории
8 классы
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на заседании педагогического совета школы
протокол № 1 от «29» августа 2025 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа по истории на уровень основного общего образования для обучающихся 5–9-х
классов МБОУ СОШ № 10 г. Сальска разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 Приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
 Приказа Минпросвещения России от 09.10.2024 №704 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
образовательных программ начального общего образования, основного общего образования
и среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2
 Концепции преподавания учебного предмета «История России», утвержденной решением
Коллегии Минпросвещения 23.10.2020;
 Федеральной рабочей программы основного общего по истории (для 5-9-х классов
образовательных организаций). 2022.
 Учебного плана МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
 Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
 Положения о рабочей программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска.
Рабочая программа ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МБОУ СОШ № 10 г. Сальска.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего образования определяется его
познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в
становление личности человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня
своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества
в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности
школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на
основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной
практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской
и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого
ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
2









формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной,
социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом
внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству –
многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания,
согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в
соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические знания в учебной и
внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном обществе.

На изучение предмета «История» в 8-х классах отводится 68 часов по 2 часа в неделю.
Структура и последовательность изучения курсов в рамках учебного предмета «История»
Класс

8

Курсы в рамках учебного предмета «История»

Количество
часов

Всеобщая история. История нового времени. XVIII век

23

учебных

История России. Россия в конце XVII–XVIII веков: от царства к 45
империи

Содержание учебного предмета
Содержание обучения в 8-м классе
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIII ВЕК
Введение
Век Просвещения. Истоки европейского Просвещения. Достижения естественных наук и
распространение идей рационализма. Английское Просвещение, Дж. Локк и Т. Гоббс.
Секуляризация (обмирщение) сознания. Культ Разума. Франция – центр Просвещения. Философские
и политические идеи Ф.М. Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. «Энциклопедия» (Д. Дидро, Ж.
Д’Аламбер). Германское Просвещение. Распространение идей Просвещения в Америке. Влияние
просветителей на изменение представления об отношениях власти и общества. «Союз королей и
философов».
Государства Европы в XVIII веке
Монархии в Европе в XVIII веке: абсолютные и парламентские монархии. Просвещенный
абсолютизм: правители, идеи, практика. Политика в отношении сословий: старые порядки и новые
веяния. Государство и Церковь. Секуляризация церковных земель. Экономическая политика власти.
Меркантилизм.
Великобритания в XVIII веке. Королевская власть и парламент. Тори и виги. Предпосылки
промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин.
Появление фабрик, замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия
3

промышленного переворота. Условия труда и быта фабричных рабочих. Движения протеста.
Луддизм.
Франция. Абсолютная монархия: политика сохранения старого порядка. Попытки проведения
реформ. Королевская власть и сословия.
Германские государства, монархия Габсбургов, итальянские земли в XVIII веке.
Раздробленность Германии. Возвышение Пруссии. Фридрих II Великий. Габсбургская монархия в
XVIII веке. Правление Марии Терезии и Иосифа II. Реформы просвещенного абсолютизма.
Итальянские государства: политическая раздробленность. Усиление власти Габсбургов над частью
итальянских земель.
Государства Пиренейского полуострова. Испания: проблемы внутреннего развития, ослабление
международных позиций. Реформы в правление Карла III. Попытки проведения реформ в
Португалии. Управление колониальными владениями Испании и Португалии в Южной Америке.
Недовольство населения колоний политикой метрополий.
Британские колонии в Северной Америке: борьба за независимость. Создание английских
колоний на американской земле. Состав европейских переселенцев. Складывание местного
самоуправления. Колонисты и индейцы. Южные и северные колонии: особенности экономического
развития и социальных отношений. Противоречия между метрополией и колониями. «Бостонское
чаепитие». Первый Континентальный конгресс (1774) и начало Войны за независимость. Первые
сражения войны. Создание регулярной армии под командованием Дж. Вашингтона. Принятие
Декларации независимости (1776). Перелом в войне и ее завершение. Поддержка колонистов со
стороны России. Итоги Войны за независимость. Конституция (1787). «Отцы-основатели». Билль о
правах (1791). Значение завоевания североамериканскими штатами независимости.
Французская революция конца XVIII века. Причины революции. Хронологические рамки и
основные этапы революции. Начало революции. Декларация прав человека и гражданина.
Политические течения и деятели революции (Ж.Ж. Дантон, Ж.-П. Марат). Упразднение монархии и
провозглашение республики. Вареннский кризис. Начало войн против европейских монархов. Казнь
короля. Вандея. Политическая борьба в годы республики. Конвент и «революционный порядок
управления». Комитет общественного спасения. М. Робеспьер. Террор. Отказ от основ «старого
мира»: культ разума, борьба против церкви, новый календарь. Термидорианский переворот (27 июля
1794 года). Учреждение Директории. Наполеон Бонапарт. Государственный переворот 18–19
брюмера (ноябрь 1799 года). Установление режима консульства. Итоги и значение революции.
Европейская культура в XVIII веке. Развитие науки. Новая картина мира в трудах математиков,
физиков, астрономов. Достижения в естественных науках и медицине. Продолжение географических
открытий. Распространение образования. Литература XVIII века: жанры, писатели, великие романы.
Художественные стили: классицизм, барокко, рококо. Музыка духовная и светская. Театр: жанры,
популярные авторы, произведения. Сословный характер культуры. Повседневная жизнь обитателей
городов и деревень.
Международные отношения в XVIII веке. Проблемы европейского баланса сил и дипломатия.
Участие России в международных отношениях в XVIII веке. Северная война (1700–1721).
Династические войны «за наследство». Семилетняя война (1756–1763). Разделы Речи Посполитой.
Войны антифранцузских коалиций против революционной Франции. Колониальные захваты
европейских держав.
Страны Востока в XVIII веке. Османская империя: от могущества к упадку. Положение населения.
Попытки проведения реформ, Селим III. Индия. Ослабление империи Великих Моголов. Борьба
европейцев за владения в Индии. Утверждение британского владычества. Китай. Империя Цин в
4

XVIII веке: власть маньчжурских императоров, система управления страной. Внешняя политика
империи Цин, отношения с Россией. «Закрытие» Китая для иноземцев. Япония в XVIII веке. Сегуны
и дайме. Положение сословий. Культура стран Востока в XVIII веке.
Обобщение. Историческое и культурное наследие XVIII века.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Введение
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины и предпосылки преобразований. Россия и Европа в конце XVII века. Модернизация как
жизненно важная национальная задача. Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление
царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские
походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур. Создание базы металлургической
индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании
промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и
протекционизма. Таможенный тариф 1724 года. Введение подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении
страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к
купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление
налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и
областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации
и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург – новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение инославных
конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в первой четверти XVIII века. Восстания в
Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их
преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за
гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его
последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей.
Каспийский поход Петра I.
Преобразования Петра I в области культуры. Доминирование светского начала в культурной
политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов.
Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета
«Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие
Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи.
Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни
российского дворянства. «Юности честное зерцало». Новые формы общения в дворянской среде.
Ассамблеи, балы, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях,
питании. Изменения в положении женщин.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.
Россия после Петра I. Дворцовые перевороты. Причины нестабильности политического строя.
Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической
5

карьеры А.Д. Меншикова. Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет
министров. Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и
политической жизни страны.
Укрепление границ империи на восточной и юго-восточной окраинах. Переход Младшего жуза под
суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И.
Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов.
Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней
торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов. Россия в
международных конфликтах 1740–1750-х годов. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Причины переворота 28 июня 1762 года.
Россия в 1760–1790-е годы
Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения.
«Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель.
Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало
выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное
экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам.
Положение сословий. Дворянство – «первенствующее сословие» империи. Привлечение
представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и
уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском
управлении.
Национальная политика и народы России в XVIII веке. Унификация управления на окраинах
империи. Ликвидация гетманства на Левобережной Украине и Войска Запорожского. Формирование
Кубанского казачества. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию.
Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление веротерпимости по
отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Политика по отношению к исламу.
Башкирские восстания. Формирование черты оседлости.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Крестьяне: крепостные,
государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по
отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль
крепостного строя в экономике страны.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии
промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян
к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности:
распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских
династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы:
Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле.
Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки Малороссии. Партнеры России во
внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.
Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством
Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества,
народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие
общественной мысли.
6

Внешняя политика России второй половины XVIII века, ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.
Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А.
Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством.
Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией.
Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А.
Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 году.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов:
стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие
России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий
разделы. Борьба поляков за национальную независимость. Восстание под предводительством Т.
Костюшко.
Россия при Павле I. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Основные принципы
внутренней политики. Ограничение дворянских привилегий. Укрепление абсолютизма через отказ
от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского
характера государства и личной власти императора. Акт о престолонаследии и Манифест о
«трехдневной барщине». Политика по отношению к дворянству, взаимоотношения со столичной
знатью. Меры в области внешней политики. Причины дворцового переворота 11 марта 1801 года.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.
Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.
Культурное пространство Российской империи в XVIII веке
Идеи Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература
народов России в XVIII веке. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П.
Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных
крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после
преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы.
Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской
художественной культуры (барокко, классицизм, рококо). Вклад в развитие русской культуры
ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре
русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство.
Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны – главная задача
российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и
Северо-Западного побережья Америки. Российско-американская кампания. Исследования в области
отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие русского литературного
языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова. М.В. Ломоносов и его роль в становлении российской
науки и образования.
Образование в России в XVIII веке. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы»
людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института благородных
девиц в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства.
Московский университет – первый российский университет.
Русская архитектура XVIII века. Строительство Петербурга, формирование его городского плана.
Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и
7

Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в
обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Ф.Ф. Растрелли.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств
в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII века. Новые веяния в
изобразительном искусстве в конце столетия.
Наш край в XVIII веке.
Обобщение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского
служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной
среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовно-нравственных ценностях
народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии
человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих
поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиции историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного
общественного сознания;
5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и
мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и
народного творчества; уважение к культуре своего и других народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и
необходимости ее сохранения (в том числе на основе примеров из истории); представление об
идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой
деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии
существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
8

деятельности человека; определение сферы профессионально ориентированных интересов,
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с
природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и
необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об
изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым
жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
Метапредметные результаты
К важнейшим метапредметным результатам изучения истории относятся:
1) познавательные универсальные учебные действия;
2) базовые логические действия: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме
таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинноследственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
3) базовые исследовательские действия: определять познавательную задачу; намечать путь ее
решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и
анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность
полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
4) работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.)
– извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации;
высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно);
5) коммуникативные универсальные учебные действия: представлять особенности взаимодействия
людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и
личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и
аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично
представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
6) совместная деятельность: осознавать на основе исторических примеров значение совместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе на региональном
материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими
членами команды;
7) регулятивные универсальные учебные действия: владеть приемами самоорганизации своей
учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения); владеть приемами самоконтроля – осуществление
самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; вносить коррективы в свою работу
с учетом установленных ошибок, возникших трудностей;
9

8) умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах
исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого
человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей
действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения.
Предметные результаты
Предметные результаты изучения истории в 8-м классе:
1) знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий отечественной и
всеобщей истории XVIII века; определять их принадлежность к историческому периоду, этапу;
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVIII века;
2) знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства,
участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVIII века;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (по принадлежности к
историческим процессам и др.), составлять систематические таблицы, схемы;
3) работа с исторической картой: выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в
результате значительных социально-экономических и политических событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XVIII века;
4) работа с историческими источниками: различать источники официального и личного
происхождения, публицистические произведения (называть их основные виды, информационные
особенности); объяснять назначение исторического источника, раскрывать его информационную
ценность; извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и
всеобщей истории XVIII века из взаимодополняющих письменных, визуальных и вещественных
источников;
5) историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях отечественной и
всеобщей истории XVIII века, их участниках; составлять характеристику (исторический портрет)
известных деятелей отечественной и всеобщей истории XVIII века на основе информации учебника
и дополнительных материалов; составлять описание образа жизни различных групп населения в
России и других странах в XVIII веке; представлять описание памятников материальной и
художественной культуры изучаемой эпохи (в виде сообщения, аннотации);
6) анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты
экономического, социального и политического развития России и других стран в XVIII веке,
изменений, происшедших в XVIII веке в разных сферах жизни российского общества,
промышленного переворота в европейских странах, абсолютизма как формы правления, идеологии
Просвещения, революций XVIII века, внешней политики Российской империи в системе
международных отношений рассматриваемого периода; объяснять смысл ключевых понятий,
относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций; объяснять причины и следствия важнейших событий
отечественной и всеобщей истории XVIII века (выявлять в историческом тексте суждения о
причинах и следствиях событий, систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах); проводить сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории XVIII века (раскрывать повторяющиеся черты исторических
ситуаций, выделять черты сходства и различия);
7) рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее
значимым событиям и личностям прошлого: анализировать высказывания историков по спорным
вопросам отечественной и всеобщей истории XVIII века (выявлять обсуждаемую проблему, мнение
10

автора, приводимые аргументы, оценивать степень их убедительности); различать в описаниях
событий и личностей XVIII века ценностные категории, значимые для данной эпохи (в том числе для
разных социальных слоев), выражать свое отношение к ним;
8) применение исторических знаний: раскрывать (объяснять), как сочетались в памятниках культуры
России XVIII века европейские влияния и национальные традиции, показывать на примерах;
выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XVIII века (в том числе на
региональном материале).

11

Тематическое планирование
8 класс

№ п/п

Тема/раздел

Количество
академических Количество ЭОР и ЦОР
часов,
оценочных
отводимых на процедур
освоение темы

Курс 1. Всеобщая история. История Нового времени. XVIII век

1.1

Введение

1

1.2

Век Просвещения

2

1.3

Государства Европы в XVIII веке

6

1.4

Британские колонии в Северной
2
Америке: борьба за независимость

1.5

Французская революция конца XVIII
3
века

1.6

Европейская культура в XVIII веке

1.7

Международные отношения в XVIII
2
веке

1.8

Страны Востока в XVIII веке

3

1.9

Обобщение

1

ИТОГО

«История России,
8 класс», ФГАОУ
ДПО «Академия
Минпросвещения
России»

«История России,
8 класс», ФГАОУ
ДПО «Академия
Минпросвещения
России»

3

1

23

Курс 2. История России. Россия в конце XVII – XVIII веке: от царства к империи

2.1

Введение

2.2

Россия в эпоху преобразований Петра 11

1

«История России,
8 класс», ФГАОУ
ДПО «Академия
Минпросвещения
России»

12

I
2.3

Россия после Петра I. Дворцовые
7
перевороты

2.4

Россия в 1760–1790-е годы. Правление
18
Екатерины II и Павла I

2.5

Культурное пространство Российской
6
империи в XVIII веке

2.6

Обобщение

2

ИТОГО
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ПРОГРАММЕ

«История России,
8 класс», ФГАОУ
ДПО «Академия
Минпросвещения
России»
2

45
ЧАСОВ

ПО

68

3

13

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от 26.06.2025 № 495:
 История. История России, XVIII – начало XIX в.: 8-й класс: учебник / Мединский В.Р.,
Торкунов А.В., АО «Издательство "Просвещение"»;
 История. Всеобщая история. История Нового времени, XIX – начало XX в.: 9-й класс:
учебник / Мединский В.Р., Чубарьян А.О., АО «Издательство "Просвещение"»;
 История. История России, 1825–1914 гг.: 9-й класс: учебник / Мединский В.Р., Торкунов А.В.,
АО «Издательство "Просвещение"»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Карты, схемы, таблицы истории России и всеобщей истории;
Н.В. Зайцева, «История», поурочные планы, издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.
Алексашина Л.Н. ЕГЭ. Тренировочные тесты. История. – М.: Эксмо, 2010, 2011.
Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь Рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь. –
М.: ПЛЮС, 2000.
Всеобщая история. Справочник школьника. – М.: АСТ, 1996.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, приказом Минпросвещения от 18.07.2024 № 499:
 Всеобщая история, 8 класс, ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»;

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».