«Согласовано»
Руководитель МО
учителей естествознания
и обществознания
__________Е.А. Ярошенко
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________М.А. Носачева
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10
г. Сальска
__________ М.А. Романенко
«30» августа 2025 г.
Приказ от 29.08 2025 г. №136
Протокол № 1
от «28» августа 2025 г.
Рабочая программа
Элективный курс «Человек в социуме»
11 класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «29» августа 2025 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному курсу «Человек в социуме» для 11 класса составлена
соответствии с нормативными документами:
в
1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
2.Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
3. Приказа Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении ФГОС среднего общего
образования»;
4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413»
5. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
6. Приказа Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»
7.Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 №
858;
8.СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
9.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
10.Концепции преподавания учебного предмета «Обществознание», утвержденной решением
Коллегии Минпросвещения от 24.12.2018;
11. Федеральной рабочей программы по обществознанию. 2022
12. Примерных рабочих программ. Обществознание. Лазебникова А.Ю.Предметная линия
учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 10 – 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / А.Ю. Лазебникова, Н.И.Городецкая, Л.Е. Рутковская. – М.:
Просвещение, 2018.
14.Рабочей программы воспитания МБОУ СОШ № 10 г. Сальска;
15. Учебного плана МБОУ СОШ №10 г. Сальска.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2025-2026 учебный год для изучения
элективного курса «Человек в социуме» в 11 классе выделен 1 час в неделю, что составляет 34
учебных часа.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
элективного курса «Человек в социуме»
Тема 1. Общество.
Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и
культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные
институты. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и
регресс. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР.
Тема 2. Человек.
2
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого
бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей. Многообразие видов
деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество. Человек в системе социальных
связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальная роль.
Социальный статус человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 3. Духовная сфера общества.
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая.
Основные направления искусства. СМИ. Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности
современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные
ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 4. Познание.
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и еѐ критерии. Истина
абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии. Многообразие форм
человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и
обществе.
Тема 5. Экономическая сфера общества.
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества. Факторы производства: земля,
труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства. Экономические системы:
традиционная, плановая, рыночная. Многообразие рынков. Собственность и еѐ формы.
Национализация и приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение. Многообразие
рынков. Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический рост.
Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги, их виды и функции. Рынок
труда и безработица. Инфляция.
Тема 6. Социальная сфера общества.
Социальная система. Социальные отношения. Социальная стратификация. Социальные группы
(касты, сословия, классы).
Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность.
Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная
политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат
семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность.
Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 7. Политическая сфера общества.
Политическая система. Структура политической системы; функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология.
Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства. Политический
плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ. Структура политической власти в РФ.
Государственный аппарат. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической
жизни.
Тема 8. Правовая сфера общества.
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права. Отрасли права. Основные
понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного
права в Российской Федерации. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус
ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
Конституция РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации. Структура высшей
государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты. Правоохранительные органы. Местное
самоуправление. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. Признаки и
виды правонарушений. Проступок и преступление. Юридическая ответственность и ее виды.
Обобщение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
элективного курса «Человек в социуме»
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
3
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
 мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
 заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
 ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения данного курса проявляются в:
 умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
 умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
 способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных
подросткам;
 овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
 умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) Использование
элементов причинно – следственного анализа; 2) Исследование несложных реальных связей и
зависимостей; 3) Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) Поиск и извлечение нужной
информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) Перевод
информации из одной знаковой системы в другую ( из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в
текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6)
Подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) Оценку своих учебных
достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для
корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований; 8) Определение собственного отношения к
явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по данному курсу являются:
Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на
эти понятия явления социальной действительности;
Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими
подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку
общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных
ценностей;
Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как
решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими
нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
4
Приверженность
гуманистическим
и
демократическим
ценностям,
патриотизм
и
гражданственность;
Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных
требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую
деятельность несовершеннолетних;
Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами
познания;
Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами
деятельности;
Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать
современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной
информации;
Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанно
воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные
суждения;
Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Поурочное планирование
элективного курса «Человек в социуме» 11 класс
№ п.п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Название раздела/ тема урока
Количество
часов,
отводимых
на
изучение
темы
Тема 1. Общество.
4
Общество - сложная, динамично развивающаяся система.
1
Общество и природа. Общество и культура.
1
Ступени развития общества. Типология обществ.
1
Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества.
1
Тема 2. Человек.
4
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 1
Сущность человеческого бытия.
Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
1
Многообразие видов деятельности человека.
1
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация.
1
Тема 3. Духовная сфера общества.
2
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды.
1
Наука и образование. Мораль. Религия.
1
Тема 4. Познание.
3
Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания.
1
Истина и еѐ критерии. Истина абсолютная и относительная.
1
Многообразие форм человеческого знания.
1
Тема 5. Экономическая сфера общества.
4
Экономика: наука и хозяйство.
1
5
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Спрос и предложение.
Тема 6. Социальная сфера общества.
Социальная система. Социальные отношения.
Социальная стратификация. Социальные группы.
Семья и брак как социальные институты.
Тема 7. Политическая сфера общества.
Политическая система. Структура, функции политической системы.
Признаки, функции и формы государства.
Гражданское общество и правовое государство.
Избирательные системы. Выборы, референдум.
Структура политической власти в РФ.
Тема 8. Правовая сфера общества.
Право, система права. Источники права.
Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного,
административного, уголовного права в Российской Федерации.
Отрасли права. Основные понятия и нормы, гражданского, трудового,
семейного права в Российской Федерации.
Конституция РФ.
Процессуальные отрасли права.
Международная защита прав человека
Практикум.
Обобщение.
1
1
1
3
1
1
1
5
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Аверин А. Н., Бреева Е Б., Волгин Н.А, Храпылина Л. П. Социальная политика. М., 2008.
Автономов В.С. Введение в экономику. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений.
М., 2016.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Сорвин К.В., Сусоколов А.А. Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком
изложении. [Электронный документ] – М.: Русская панорама, 2015. Режим доступа:
hse.ru›data/2009/11/16/1226863108/Учебник.doc
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
3. Бергер П. Приглашение в социологию. – М., 1996.
4. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999, с. 21 – 32 .
5. Гидденс Э. Социология. – М.: «Едиториал УРСС», 1999.
6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М. – Книжный дом «Университет», 2001.
7. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – АСТ, 2006.
8. Смелзер Н. Социология. – М.: Аспект-Пресс, 1997.
9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
Гаджиев К.С. Политология. М., 2014.
Гершунский Б.С. Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: пособие для
самообразования. М., 2005.
Глобализация: учебник / под ред. В. А. Михайлова, В.С. Буянова. М., 2008
Графский
В.Г.
Г
Всеобщая
история
права
и
государства.
М.,
2008.
Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. М.,
2008.
Дюверже М. Политические партии / пер. с фр. М., 2005.
6
Законные интересы / под ред. А.В. Малько. М., 2008.
Захарчук О. С. История политических и правовых учений в вопросах и ответах. М., 2006.
Зотов
В.Д,
Зотова
Л.В.
История
политических
учений.
М.,
2005.
Иванченко А.В. Российское народовластие: Развитие, современные тенденции и противоречия. М.,
2005.: принципы, проблемы и политика: учебник. М., 2007.
Малкин Е., Сучков Е. Основы избирательных технологий. М., 2002.
Малько А. В., Саломатин А.Ю. Сравнительное правоведение. М., 2008.
Мальцев Г. Иванченко А., Любарев А. Российские выборы от перестройки до суверенной
демократии. М., 2007.
История государства и права зарубежных стран: учебник: в 2 т. / под ред. Н. А. Крашенинникова. М.,
2008.
Кабашов С.Ю. Местное самоуправление в Российской Федерации: учебное пособие для вузов. М.,
2009.
Кобликов А. С. Юридическая этика. М., 2008.
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2009.
Кушлин В. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. М., 2005.
Ланцов С. Политическая история России. СПб., 2009.
Литовченко А. А. Россия в мировой политике. М., 2006.
Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник. М., 2007.
Лукашева Е. А. Человек. Право. Цивилизации: ценностно-нормативное измерение. М., 2009.
Лукин В.Н. Гражданское общество в глобальном мире: политический анализ проблем и стратегий
развития. СПб., 2005.
Макконнелл К.Р. ЭкономиксВ. Социальные основания права. М., 2007.
Маркетинг: большой толковый словарь / под ред. А. Л. Панкрухина. М., 2008.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.constitution.ru - Конституция Российской Федерации
http:// www.uznay-prezidenta.ru - Президент России гражданам школьного возраста
http://www.rfdeti.ru - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребѐнка
http://www.youthrussia.ru - Национальный совет молодѐжных и детских объединений России
http://sernyarossii.ru - Семья России
http://www.detskiedorniki.ru - Забота о детях с особыми нуждами
http://www.unicef.ru - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ)
http: //slon.ru/
http: //scepsis.ru/
http: //www.antropogenez. ru/
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет - образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
7