Рабочая программа по ОРКСЭ для 4-го класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА

«Рассмотрено»
Руководитель МО
учителей начальных классов
_______________Ю.И.Тищенко

«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________ М.А. Носачева

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ №10 г.
Сальска
__________ М.А. Романенко

Протокол № 1
от «28» августа 2025

«28» августа 2025

Приказ от 29.08.2025 № 136

Рабочая программа
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
для обучающихся 4 классов

Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на заседании
педагогического совета школы
протокол №1 от «29» августа 2025 г.

2025-2026 учебный год

Рабочая программа учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» на уровень начального общего образования для обучающихся 4-х классов МБОУ
СОШ№10 г. Сальска разработана в соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 18.05.2023 № 372 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 учебного плана начального общего образования, утвержденного приказом МБОУ
СОШ № 10 г. Сальска от 30.08.2025 № 136 «О внесении изменений в основную
образовательную программу начального общего образования»;
 федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы религиозных
культур и светской этики»;
 рабочей программы воспитания МБОУ СОШ №10 г. Сальска.
Рабочая программа по ОРКСЭ составлена на основе требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС
НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания и в рабочей программе воспитания МБОУ СОШ № 10 г.
Сальска.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в ФГОС НОО, и
специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень
личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся
независимо от изучаемого модуля.
Целью программы по ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа Российской Федерации,
а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору
родителей (законных представителей);
2

 развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей
в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с
учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
 развитие
способностей
обучающихся
к
общению
в
полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения
и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ –
культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике,
основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина
в Российской Федерации.
Культурологическая направленность программы по ОРКСЭ способствует развитию
у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов Российской Федерации, формированию ценностного
отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама,
иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход
к преподаванию учебного предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной
деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнѐра по
деятельности, принимать еѐ, согласовывать усилия для достижения поставленной цели,
находить вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный
подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе
активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией,
обсуждения разных точек зрения и другие.
Предпосылками усвоения обучающимися содержания программы по ОРКСЭ
являются психологические особенности обучающихся, завершающих обучение на уровне
начального общего образования: интерес к социальной жизни, любознательность,
принятие авторитета взрослого. Естественная открытость обучающихся уровня
начального общего образования, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту
других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений
становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их
как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения
необходимо учитывать, что обучающиеся с трудом усваивают абстрактные философские
сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено
эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением
или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных
ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4-м
классе 1 час в неделю, общий объем составляет 34 часа.
Для реализации программы используются учебники, допущенные к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, приказом Минпросвещения от
26.06.2025 № 495:
 Основы

религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4
класс: учебник: в 2 частях, 4 класс/ Васильева О.Ю., Кульберг А.С., Корытко О.В. и
3

другие; под науч. ред. Васильевой О.Ю., Акционерное общество «Издательство
"Просвещение"».
Электронные образовательные ресурсы, допущенные к использованию при
реализации образовательными организациями имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования приказом Минпросвещения от 23.07.2025 № 551:
 ЭОР «Облако знаний». Основы мировых религиозных культур, 4 класс. ООО
«Физикон Лаб»;
 ЭОР Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации:
http://www.mon.gov.ru;
 ЭОР Сайт Государственные образовательные стандарты второго поколения:
http://www.standart.edu.ru;
 ЭОР Сайт журнала « Начальная школа»: http://www,n-shkola.ru;
 ЭОР http://www.otdelro.ru/ отдел религиозного образования
 ЭОР http://www.hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет
 ЭОР http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации,
разработки уроков) по основам православной культуры
Содержание учебного предмета
Решением родительского собрания протокол №3 от 05.03.2025г. из модулей
комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», был выбран
модуль «Основы православной культуры»
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия.
Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое
правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и
другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.
Праздники. Христианская семья и ее ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4-м классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
 понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство
гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;
 осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или
не исповедовать никакой религии;
4

строить свое общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо
от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;
 строить свое поведение с учетом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание
при необходимости прийти на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать свое поведение, избегать негативных поступков и действий,
оскорбляющих других людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты

овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных
технологий
для
решения
различных
коммуникативных и познавательных задач;

совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;

формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;

совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути ее достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества, –
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);


5

 применять

логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;
 признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчеркивать ее
принадлежность к определенной религии и/или к гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в интернете (в условиях контролируемого
входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать ее объективность и правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать свое мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учетом
особенностей участников общения;
 создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания,
анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние
своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и
жизни ситуации и способы их предупреждения;
 проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);
 выражать свое отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету,
желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнера не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей
работе, объективно их оценивать;
 владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
6

Предметные результаты
Модуль «Основы православной культуры»
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры»
должны обеспечивать следующие достижения обучающегося:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;
 выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского
общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении
в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной
культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание,
ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение),
основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских
заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило
нравственности» в православной христианской традиции;
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций православной этики;
 раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении
(картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке,
Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
 рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения,
Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
 рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
 рассказывать о православных праздниках (не менее трех, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
 раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье,
обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и
сестрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
 распознавать христианскую символику, объяснять своими словами ее смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
 рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
 излагать основные исторические сведения о возникновении православной
религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль
православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
 первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению ее
результатов;
7

 приводить

примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно
своей совести;
 выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание
российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры),
понимание
российского
общенародного
(общенационального,
гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;
 называть традиционные религии в России (не менее трех, кроме изучаемой),
народы России, для которых традиционными религиями исторически являются
православие, ислам, буддизм, иудаизм;
 выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.

8

Тематическое планирование
Модуль «Основы православной культуры»
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Наименование разделов Количество часов
Электронные
и тем программы
Всего Контрольные Практические (цифровые)
образовательные
работы
работы
ресурсы
Россия – наша Родина
1
ЭОР «Облако
знаний». Основы
мировых
религиозных
культур, 4 класс
ООО «Физикон
Лаб»
Культура и религия.
2
ЭОР «Облако
Введение в
знаний». Основы
православную духовную
мировых
традицию
религиозных
культур, 4 класс
ООО «Физикон
Лаб»
Во что верят
4
www.gumfak.ru:
православные христиане
http://scoolcollection.edu.ru
Добро и зло в
4
www.gumfak.ru:
православной традиции.
http://scoolЗолотое правило
collection.edu.ru
нравственности. Любовь
к ближнему
Отношение к труду. Долг 2
www.gumfak.ru:
и ответственность
http://scoolcollection.edu.ru
Милосердие и
2
www.gumfak.ru:
сострадание
http://scoolcollection.edu.ru
Православие в России
5
www.gumfak.ru:
http://scoolcollection.edu.ru
Православный храм и
3
www.gumfak.ru:
другие святыни
http://scoolcollection.edu.ru
Символический язык
6
www.gumfak.ru:
православной культуры:
http://scoolхристианское искусство
collection.edu.ru
(иконы, фрески,
церковное пение,
прикладное искусство),
православный календарь.
Праздники
9

10

Христианская семья и ее
ценности

3

Любовь и уважение к
2
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

www.gumfak.ru:
http://scoolcollection.edu.ru
www.gumfak.ru:
http://scoolcollection.edu.ru

11

0

0

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».