Рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом школы
протокол № 1 от 30.08.2022г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________________ М.А. Романенко
приказ МБОУ СОШ №10 г. Сальска
от 31.08.2022 №205
ПОЛОЖЕНИЕ
об особенностях преподавания предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
1. Общие положения
1.1. Положение об особенностях преподавания предметной области «Основы духовнонравственной культуры народов России» (далее – Положение) устанавливает правила
организации изучения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в МБОУ СОШ №10 г.Сальска (далее – школа).
1.2. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее – ОДНКНР) является обязательной, реализуется в соответствии с
основными образовательными программами основного общего образования (далее – ООП
ООО), разработанными в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287.
1.3. ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного
предмета) ОРКСЭ начальной школы и обеспечивает в том числе знание основных норм
морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности.
1.4. При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» по
заявлению
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов
(учебных модулей) из перечня, предлагаемого школой.
1.5. Изучение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» обеспечивает:
• понимание вклада представителей различных народов России в формирование ее
цивилизационного наследия;
• понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
• поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих
в Российской Федерации;
• знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов
Российской Федерации;
• формирование уважительного отношения к национальным и этническим
ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
• осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
• формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного
наследия народов Российской Федерации.
1.6. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» конкретизируются школой с учетом выбранного по заявлению
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
из перечня, предлагаемого школой, учебного курса (учебного модуля) по указанной
предметной
области,
предусматривающего
региональные,
национальные
и
этнокультурные особенности региона.
2. Организация изучения ОДНКНР
2.1. ОДНКНР реализуется через:
• учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
включающий
учебные
модули, предусматривающие региональные,
национальные и этнокультурные особенности региона;
• включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную
деятельность.
2.2. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
включающий учебные модули, предусматривающие региональные, национальные и
этнокультурные особенности региона, включается в обязательную часть учебного плана и
является обязательным для изучения на уровне ООО.
2.3. С целью организации изучения ОДНКНР и определения набора курсов/модулей,
входящих в ее состав, школа проводит опрос родителей (законных представителей) по
вопросу выбора учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), используя регламент,
направленный письмом Минобрнауки от 31.03.2015 № 08-461.
2.4. Занятия по ОДНКНР ведут учителя школы, которые прошли специальную
подготовку.
2.5. При изучении ОДНКНР используются учебники, входящие в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, и учебные пособия, допущенные к использованию при
реализации образовательных программ.
3. Права и обязанности родителей (законных представителей)
3.1. Родители (законные представители) обучающихся осуществляют выбор одного из
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) ОДНКНР, включенных в основные
общеобразовательные программы. Свой выбор родители (законные представители)
фиксируют в заявлении.
3.2. Родители (законные представители) обучающихся вправе выбрать изучение
модуля/курса ОДНКНР в форме семейного образования.
3.3. Родители (законные представители) обязаны создавать благоприятные условия для
выполнения домашних заданий и образования ребенка.
3.4. Родители (законные представители) обучающихся не вправе отказаться от выбора
модуля/курса ОДНКНР, который будет изучать их ребенок, так как обучающийся обязан
освоить образовательную программу в полном объеме и не может отказаться от изучения
обязательной предметной области ОДНКНР.
4. Система оценивания учебных достижений обучающихся
4.1. Оценивание учебных достижений обучающихся по модулю/курсу ОДНКНР
производится в соответствии с Концепцией преподавания предметной области
«ОДНКНР» и положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости
и
промежуточной
аттестации
обучающихся
по
основным
общеобразовательным программам в МБОУ СОШ №10 г.Сальска.
4.2. Система оценки ОДНКНР основывается на методе наблюдения и включает:
• педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
• проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе
образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе);
• мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности,
включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных
ориентаций обучающихся.
4.3. В рамках изучения ОДНКНР обучающиеся выполняют проектные работы, если это
предусмотрено ООП ООО. Оценивание проектных работ производится в соответствии с
Положением.
4.4. Проектная работа является основной формой проверки достижения метапредметных
и предметных образовательных результатов обучающегося.
4.5. Содержание проектной работы оценивается по следующим критериям:
№
п/п
Критерии
Оценка в
баллах
1
Соответствие названия проекта содержанию
0–1
2
Раскрытие темы: постановка вопроса, ответ на вопрос, вывод
0–6
3
Оформление: иллюстрации, рисунки, фотографии
0–2
4
Текст грамотно написан, идеи ясно изложены и структурированы
0–3
5
Наличие ценностно-смысловых установок: знание норм (когнитивный
компонент), наличие позитивного отношения к нормам (ценностный
компонент), принятие норм (эмоциональный компонент), поведение в
соответствии с нормами
0–4
Максимальный балл – 16.
Перевод баллов в оценку:
от 0 до 7 баллов – 2;
от 8 до 11 баллов – 3;
от 12 до 14 баллов – 4;
от 14 до 16 баллов – 5.
4.6. В рамках изучения ОДНКНР обучающиеся выполняют тестовые работы, если это
предусмотрено ООП ООО. Оценивание таких тестовых работ производится в
соответствии с Положением.
4.7. Тестовая работа может быть использована для тематического и итогового контроля.
При выполнении 35 и более процентов объема тестовой работы уровень знаний
обучающихся оценивается как «3», при выполнении 36–50 процентов объема тестовой
работы – как «4», при выполнении 50–100 процентов объема тестовой работы – как «5».
5. Особенности выставления отметки в аттестат
5.1. Отметка в аттестат по ОДНКНР выставляется выпускникам, освоившим ООП ООО и
получившим на промежуточной аттестации по ОДНКНР, проводимой школой, отметку
не ниже удовлетворительной.
5.2. Отметка выставляется в аттестат об основном общем образовании, если:
• ОДНКНР входил в обязательную часть учебного плана;
• ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений, и его объем за два учебных года составлял 64 часа
или больше.
5.3. В случае если ОДНКНР входил в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений, и его объем составлял менее 64 часов за два учебных года,
ОДНКНР указывается в перечне дисциплин в разделе аттестата «Дополнительные
сведения», а отметка не выставляется.