Рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом школы
протокол № 1 от 30.08.2022г.
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска
__________________ М.А. Романенко
приказ МБОУ СОШ №10 г. Сальска
от 31.08.2022 №205
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует организацию обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №10 г.Сальска.
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями нормативных документов:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации;
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования»;
• приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
• приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
• приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
• приказом Минпросвещения от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования»;
• распоряжением Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об
утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
• постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"»;
• постановлением главного государственного санитарного врача России от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
• письмом Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О
сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
• уставом и локальными актами МБОУ СОШ №10 г.Сальска.
1.3. Положение об организации обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья в МБОУ СОШ №10 г.Сальска (далее – Положение) разработано с целью
обеспечения права на получение образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в МБОУ СОШ №10 г.Сальска (далее – Школа).
1.4. С целью реализации права на получение образования обучающимися с ОВЗ и
создания специальных условий обучения, воспитания, развития, социализации и
адаптации обучающихся с ОВЗ и осуществления психолого-педагогического
сопровождения в
образовательной
организации
функционирует
психологопедагогический консилиум.
1.5. Понятия, используемые в Положении:
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического
развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Ребенок-инвалид – лицо в возрасте до 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты.
Психолого-педагогический консилиум (далее – ППк) – форма взаимодействия
руководящих и педагогических работников Школы. ППк осуществляет деятельность в
целях создания оптимальных условий для обучения, развития, социализации и
адаптации обучающихся с ОВЗ и осуществления психолого-педагогического
сопровождения.
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ –
условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов
специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую
техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания школы, а также иные условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
2. Прием на обучение лиц с ОВЗ
2.1. Прием лиц с ОВЗ на обучение по основным общеобразовательным программам за
счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, за
исключением случаев индивидуального отбора при приеме для получения основного
общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных
предметов или для профильного обучения.
2.2. Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной
общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
2.3. Поступающие с ОВЗ, достигшие возраста 18 лет, принимаются на обучение по
адаптированной образовательной программе только с согласия самих поступающих.
3. Особенности организации обучения лиц с ОВЗ
3.1. В соответствии с рекомендациями ПМПК содержание образования и условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
3.2. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
3.3. Наполняемость классов (групп) с детьми с ОВЗ не должна превышать
максимальных пределов, установленных пунктом 3.4.14 СП 2.4.3648-20.
3.4. Урочная деятельность для учащихся с ОВЗ проводится исключительно по
пятидневной учебной неделе и только в первую смену. Внеурочную деятельность для
детей с ОВЗ допускается проводить в субботу.
3.5. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов,
необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих
суммарно 10 часов в неделю на одного обучающегося, из которых не менее 5 часов
должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом
возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей.
3.6. Для получения без дискриминации качественного образования обучающимися с
ОВЗ создаются:
• необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения;
• условия, в максимальной степени способствующие получению образования
определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
3.7. Для развития потенциала обучающихся с ОВЗ могут разрабатываться с участием
самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные
учебные планы.
3.8. Родители детей с ОВЗ или совершеннолетние обучающиеся с ОВЗ вправе
выбирать любую из трех форм обучения в школе: очную, очно-заочную и заочную.
3.9. Образовательные программы для обучающихся с ОВЗ, в том числе
адаптированные, могут быть реализованы с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, в форме сетевого взаимодействия, на
дому и в медицинских организациях по медицинским показаниям и т. д.
3.10. Образовательная организация реализует образовательные программы, в том числе
адаптированные,
в
соответствии
с
Порядком,
утвержденным приказом
Минпросвещения от 22.03.2021 № 115.
3.11. Образовательная организация предусматривает для обучающихся с ОВЗ особые
формы промежуточной аттестации в соответствии с локальным актом о текущем
контроле и промежуточной аттестации МБОУ СОШ №10 г.Сальска. Система оценки
результатов освоения АООП базируется на приоритете динамики индивидуальных
достижений обучающегося с ОВЗ.
3.12. Образовательная организация устанавливает режим обучения и учебную нагрузку
для обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
3.13. Классы и группы комплектуются в соответствии с требованиями Порядка,
утвержденного приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115, СП 2.4.3648-20, а
также на основании рекомендаций ПМПК и коллегиального заключения психологопедагогического консилиума МБОУ СОШ №10 г.Сальска.
3.14. Применение электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий может осуществляться при реализации образовательных программ в любой
форме обучения (очной, очно-заочной, заочной), а также при сочетании различных
форм обучения осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации и локальными нормативными актами МБОУ СОШ №10 г.Сальска.
3.15. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся с ОВЗ с
задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости.
3.16. При расположении парт (столов) в классах, используемых при организации
обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов, следует учитывать
особенности физического развития обучающихся. Допускается использование
многофункциональной (трансформируемой) мебели. Мебель для лиц с ОВЗ и
инвалидов должна быть приспособлена к особенностям их психофизического развития,
индивидуальным возможностям и состоянию здоровья.
4. Порядок предоставления обучающимся с ОВЗ специальных условий получения
образования
4.1. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и
инвалидами включают:
• использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания;
• предоставление специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования;
• предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
• обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
• другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья.
4.2. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ и
инвалидами предоставляются на основании следующих документов:
• заключения ПМПК с рекомендациями по созданию специальных условий для
получения образования;
• копии ИПРА ребенка-инвалида и справки об установлении инвалидности,
выдаваемых федеральными государственными учреждениями МСЭК, с
приложением заключения ПМПК;
• согласия родителей (законных представителей) на психолого-педагогическое
сопровождение обучающегося.
4.3. ППк Школы осуществляет анализ заключения ПМПК и планирует мероприятия по
обеспечению специальных условий образования. Специалисты ППк обеспечивают
следующие действия:
• оценивают ресурсы Школы по предоставлению специальных условий
образования;
• планируют содержание адаптированной основной общеобразовательной
программы в части программы коррекционной работы;
• определяют характер и содержание коррекционной помощи;
• вырабатывают необходимые рекомендации по обеспечению специальных
условий образования.
4.4. В целях построения индивидуальной образовательной траектории ППк
разрабатывает для обучающихся с ОВЗ индивидуальный образовательный маршрут
(далее – ИОМ) и (или) индивидуальный учебный план (далее – ИУП).
5. Гарантии обучающимся с ОВЗ
5.1. Обучающиеся с ОВЗ обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5.2. Обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и
учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков,
тифлосурдопереводчиков, тьюторов и ассистентов.
5.3. Родительская плата за присмотр и уход за детьми-инвалидами при обучении по
дошкольным образовательным программам не взимается.
5.4. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья по собственной территории и объектам хозяйствующим субъектом –
образовательной организацией проводятся мероприятия по созданию доступной среды
для инвалидов.
6. Особенности прохождения ГИА обучающимися с ОВЗ
6.1. Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в
соответствии с приказами Минпросвещения, Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513
и от 07.11.2018 № 190/1512.
6.2. Для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов ГИА-9 по их желанию проводится
как в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), так и в форме
государственного выпускного экзамена (ГВЭ). При этом допускается сочетание форм
проведения ГИА-9 (ОГЭ и ГВЭ). ГВЭ по всем учебным предметам по желанию
указанных лиц проводится в устной форме.
6.3. ГИА-11 для детей с ОВЗ проводится в форме ГВЭ. ГИА по отдельным учебным
предметам по их желанию проводится в форме ЕГЭ. При этом допускается сочетание
форм проведения ГИА (ЕГЭ и ГВЭ).
7. Особенности выдачи документов об образовании обучающимся с ОВЗ
7.1. Обучающимся с ОВЗ, получившим основное общее и среднее общее образование,
успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об
образовании (аттестаты об основном общем и среднем общем образовании).
7.2. Обучающимся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не
имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам,
выдается
свидетельство об обучении по образцу и в порядке, установленном приказом
Минобрнауки от 14.10.2013 № 1145.